Юлия Борисовна Юрасова

Доктор медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части ФГБУ «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова», доцент кафедры госпитальной педиатрии № 2 РНИМУ им. Н.И. Пирогова. В 1990 году окончила педиатрический факультет 2-го МОЛГМИ. Свой трудовой путь начала в отделении нефрологии Российской детской клинической больницы (РДКБ), в котором проработала 28 лет.

— Юлия Борисовна, почему Ваш выбор пал на профессию врача и Второй медицинский?

— Я всегда хотела быть детским врачом. Маленькие пациенты — это большая ответственность, но для меня важно помогать именно детям, облегчать страдания, ставить на ноги, видеть их счастливые лица. Единственным и самым сильным и известным педиатрическим факультетом был и остается однозначно Второй мед, другого выбора тут быть не могло. Те, кто хотел связать свою жизнь с педиатрией, шли именно сюда.

— Какими были Ваши первые впечатления от вуза? Что прежде всего вспоминается?

— Пропедевтика детских заболеваний. Когда мы пришли в институт, мы не просто учились на первом курсе, но и проходили санитарскую практику в течение месяца в самом начале обучения. Это было в Детской городской больнице № 3 на Парковых улицах (бывшая Измайловская больница, сейчас входит в Морозовскую ДКБ. — Прим. ред.). Тогда мы впервые столкнулись с настоящей клиникой, с реальными детьми. У нас было много рутинной работы по уборке — мы мыли полы, горшки. И в то же время учились общаться с малышами, ухаживать за ними. Не скажу, что это было легко и просто. Чего только стоили длительные переезды с места на место!

— Тяжело ли Вам было учиться в медицинском вузе?

— Я никогда не была круглой отличницей. Училась неплохо. Но было, конечно, тяжеловато. Во-первых, кафедры и клинические базы располагались в разных местах, порою слишком далеко друг от друга, дорога занимала колоссальное время. Во-вторых, хочу отметить интенсивность обучения. После школы было довольно сложно войти в ритм, влиться в учебный процесс: ты кардинально перестраиваешь свой график и берешь ответственность за знания и умения на себя. Кроме тебя, за успеваемость больше никто не отвечает, нет доброго учителя, который напомнит о невыполненном задании или отработке. Сами предметы тоже сложные, нужно было научиться обрабатывать большие объемы информации, в том числе по тем дисциплинам, которые никак не давались. Для меня биохимия стала проблемой.

— Вы сразу определились со специальностью и поняли, что будете заниматься именно нефрологией, или сомневались на этот счет?

— Я четко понимала, что буду заниматься терапией, и выбирала между несколькими специальностями: гематологией, гастроэнтерологией и нефрологией. Специальность невозможно прочувствовать, не побывав в профильном отделении. С моей точки зрения, интернатура и ординатура придуманы не зря. Проходя по отделениям, будущий врач определяется со своими приоритетами, с тем, что он может и чего хочет.

Поначалу большую часть времени я проводила в отделениях гастроэнтерологии и нефрологии. Последняя показалась мне интереснее и ближе. До гематологии я просто не добралась. (Улыбается.) Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что, возможно, заниматься маленькими пациентами действительно сложнее, чем взрослыми, и главным образом потому, что ты общаешься не только с ребенком, а еще и с его родственниками. У них всегда есть свое сложившееся мнение по поводу симптоматики, методов лечения. Сейчас родители приходят подкованными из-за доступности информации в интернете. Иногда даже спорят друг с другом. Приходится держать руку на пульсе, разъяснять им какие-то вещи профессионально. Это здорово осложняет работу детского врача.

— Вспоминаете ли Вы преподавателей? Считаете ли кого-то своим наставником?

— Я училась на кафедре Натальи Сергеевны Кисляк — основоположника школы детской гематологии, там же работали известные профессора Галина Андреевна Самсыгина и Галина Николаевна Буслаева. Все они руководили педиатрическим факультетом в разные годы, это величины, примеры, на которые хотелось равняться.

Курс инфекционных детских болезней у нас вела Флора Михайловна Семенова, замечательные были лекции! Мы с интересом и большим вниманием слушали преподавателя по анатомии. Светлана Ивановна Серова, с одной стороны, была строгим учителем, который требует знания предмета, с другой — вся наша группа сдала экзамен без проблем. Это педагог, который стремился уделить внимание всем обучающимся, взаимодействовал с каждым студентом. Светлана Ивановна выполняла свою работу от и до и того же требовала от студентов. У нас были бесконечные отработки на занятиях, никому никаких поблажек не давали. Между тем до сих пор вся наша группа вспоминает этого преподавателя с благодарностью.

Сергей Борисович Тарабрин, в те годы заместитель декана факультета по обучению иностранных граждан, читал нам чудесные лекции по гистологии. Предмет очень тяжелый для понимания и восприятия, с моей точки зрения, но преподавал он великолепно, говорил: «Кончик тени моей указки указывает на…» Все было четко, понятно, выверено и интересно.

Гематологию на старших курсах у нас вел Вениамин Михайлович Чернов, который сейчас работает в Центре им. Дмитрия Рогачева. Его лекционный курс очень запомнился, проходил он в старом корпусе Морозовской больницы. Вениамин Михайлович настолько интересно преподносил информацию, что в какой-то момент даже захотелось стать гематологом.

В 1990 году после института я пришла в РДКБ, окончила там интернатуру и осталась работать в отделении нефрологии. Моим наставником был Михаил Борисович Сагалович, он с самого начала руководил данным отделением, а его куратором в ту пору выступал Валерий Петрович Лебедев, доцент кафедры госпитальной педиатрии № 1, которую возглавлял Вячеслав Александрович Таболин. Когда Валерия Петровича не стало, наше отделение курировал доцент Андрей Викторович Малкоч. РДКБ всегда была уникальной больницей, которая занималась и продолжает заниматься сложнейшими патологиями. Как правило, юные пациенты, которые туда попадают, проходят массу медицинских учреждений, где, к сожалению, не получают адекватной помощи. Для них эта детская больница — последний шанс обрести здоровую жизнь.

— Чем Вы занимались в свободное от учебы время?

— Честно говоря, не припомню, чтобы у меня было свободное время. (Улыбается.) Мы отдыхали один месяц в году. В это время ездили на картошку. К тому же мы проходили практику в различных больницах. На втором курсе мыли полы в Четвертой градской (сейчас ГБУЗ «ГКБ № 4 ДЗМ» [Павловская больница]. — Прим. ред.), помогали пожилым пациентам справляться с обыденными, казалось бы, вещами. В последующие годы у нас была сестринская практика. Я проходила ее в Филатовской больнице, в отделении для недоношенных, которое возглавлял академик Вячеслав Александрович Таболин. Он потом был научным руководителем моей кандидатской диссертации, которую я защитила в 1996 году. Потрясающий человек! Кстати, очень любил читать стихи — декламировал «Пусть никогда не умирают дети», пробирало до слез. Всесторонне развитый и талантливый человек.

Кроме того, до четвертого курса я являлась старостой группы: получала стипендию, раздавала одногруппникам, это занимало довольно много времени, поскольку сначала требовалось отстоять длинную очередь в кассу. Также в мои обязанности входили организация поездок, расписание, связь с деканатом, те же зачетки кто-то должен был забирать перед экзаменами.

— Как строился Ваш день в период учебы в вузе?

— В районе четырех часов дня у нас заканчивались лекции, семинары. Ты мог начинать занятия в старом корпусе на Фрунзенской, потом нестись через всю Москву в Третью детскую (бывшая Измайловская больница, сейчас входит в Морозовскую ДКБ — Прим. ред.), затем возвращаться на юго-запад и наконец отправляться домой гулять с собакой и учить уроки. Признаюсь, многие не выдерживали такого ритма. У нас в группе изначально было 40 человек, к концу обучения осталось всего 20. У меня не возникало мыслей вроде «Я хочу быть врачом, поэтому буду учиться», нет. Я просто начала это дело и должна была закончить. Когда завершили строительство корпуса на улице Островитянова, стало намного проще.

— Посещали ли Вы кружки — творческие, спортивные или научные?

— Физкультура у нас была в «Лужниках», я числилась в группе тех, кто не умел плавать, так что спортивные кружки точно прошли мимо меня, так же как и творческие. Единственное место, куда я ходила дополнительно, — это Четвертая градская больница (ГБУЗ «ГКБ № 4 ДЗМ» [Павловская больница]. — Прим. ред.), кружок по хирургии. Там нам рассказывали о полосных операциях, был курс реанимации.

— Вы поддерживаете связь с однокурсниками?

— За одного из них я в свое время вышла замуж. (Смеется.) С остальными мы поддерживаем связь, не могу назвать это крепкой дружбой, просто периодически общаемся. Если кому-то что-то нужно, знаем, где кого искать, следим за судьбой. У нас есть чат в WhatsApp, никто никуда не пропал, мы все на расстоянии телефонного звонка.

— Как давно Вы ведете преподавательскую деятельность?

— Преподавать я начала в 2014 году в качестве доцента, когда уже защитила докторскую диссертацию, моим научным консультантом был Александр Григорьевич Румянцев. Идейным вдохновителем стала Наталия Сергеевна Сметанина, оказав большую помощь и поддержку. Она в ту пору была заведующей поликлиникой РДКБ, занималась красной кровью, то есть руководила лабораторией патологии эритрона и обмена железа (в ФГБУ «ФМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева». — Прим. ред.). Без них я бы точно никогда не справилась с этой большой научной работой. У нас в отделении (нефрологии РДКБ. — Прим. ред.) всегда находились студенты. Считаю, что необходимо передавать свои знания новому поколению. На базе РДКБ всегда работали ординатура, интернатура. Там многому можно было научиться, поскольку больница занимается сложной патологией, не везде это увидишь.

Помню, как в клинике начали работу по лечению редких, орфанных заболеваний; Светлана Витальевна Михайлова стала первопроходцем в этой области в нашей стране. Она до сих пор трудится в РДКБ и руководит отделением медицинской генетики. С момента открытия клиники в ней работали выпускники Второго медицинского: Максим Евгеньевич Карманов в 25 лет возглавил отделение эндокринологии, Александр Сергеевич Кузин — травматолог-ортопед высочайшего класса, заведующий профильным отделением, Ольга Васильевна Стотикова — эндокринолог, руководила отделением диабетологии, Галина Ильинична Волкова — заведующая инфекционно-боксированным отделением до настоящего времени. При основании клиники в нее пришли сильные специалисты из других детских учреждений и возглавили отделения хирургического профиля, в том числе Фуад Кемалович Абдуллаев (урология и андрология), Татьяна Григорьевна Дядик (гинекология).

РДКБ всегда позиционировалась как больница для тяжелобольных. В самом начале пути, когда мы приступали к работе, там находились отделения нефрологии, острой почечной недостаточности, ХПН и пересадки почки. То есть на тот момент это были разрозненные отделения, которые плотно взаимодействовали и оказывали комплексную помощь детям — от диагностики до пересадки почки. Всех маленьких пациентов с острой почечной недостаточностью, гемолитико-уремическим синдромом доставляли санавиацией именно в РДКБ. В ту пору больницей руководил Николай Николаевич Ваганов — гениальный человек в плане коммуникабельности, он умудрялся налаживать отношения с другими детскими центрами, фондами, все наши командировки и поездки в регионы — это его заслуга. Наши врачи выезжали в Осетию, участвовали в программе «Волна здоровья» и пр.

Что касается преподавания, меня многому научила Лидия Ивановна Ильенко (декан педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова. — Прим. ред.). Это мудрая женщина, которая грамотно задает направление и работе, и образу мысли. Очень обязательный человек, обратиться можно по любому вопросу, всегда поможет и поддержит. Я преподаю на четверть ставки. Мне кажется, нереально быть на 100 процентов преподавателем и столько же отдавать клинике, но все вместе помогает, учит структурировать: накопленный опыт неоценим.

Сейчас детям, студентам довольно сложно: у них совершенно другие условия жизни. Большая часть из нас в студенческие годы не работала, а современное поколение обучающихся вынуждено трудиться. В наше время еще не было понятия денег, для нынешних студентов оно уже существует. Кафедра госпитальной педиатрии № 2, где я преподаю, вышла из московского факультета, там обучались вечерники. Сейчас это тоже ребята с опытом работы в скорой помощи и др. Они трудолюбивые, осознанно выбирают свою специальность, хотят быть именно педиатрами. И по возрасту, и по менталитету вечерники кардинально отличаются от студентов дневного отделения, в них нет той инфантильности и безбашенности, у многих есть дети. Я очень уважаю их стремления, с ними приятно работать.

Что Вы посоветуете студентам для достижения высоких результатов в работе?

— Есть такое понятие, как врачебное мышление: одному оно дано, другому — нет, а развивать все-таки надо. Нужно как можно больше практики. Хороший врач должен обладать, с моей точки зрения, одним качеством — желанием докопаться для истины. Необходимо уметь поставить диагноз. РДКБ в этом плане — очень сильная база, там работают с редкой патологией, самой тяжелой в стране. Вопрос диагностики таких заболеваний требует глубоких знаний и большой самоотдачи. Я проработала в РДКБ 28 лет, мы всегда много, усердно и дружно трудились. Была своя иерархия, но тем не менее мы все дежурили (вплоть до заведующих), всегда старались вместе прийти на помощь пациентам. Так и должно быть.

— Что бы Вы пожелали своим бывшим коллегам — сотрудникам РДКБ?

— Бытовые условия надо улучшать. Хочется, чтобы все было более современно, тяжело бегать от одного корпуса к другому, реанимация далеко находится от многих отделений. Сейчас больницы строятся совершенно по другим стандартам, здание 1965-го года в этом смысле уже неактуально. И содержать его тяжело, и логистика оставляет желать лучшего. Сейчас важно перестроиться, получить новое здание! Желаю, чтобы как можно больше выпускников нашего Университета шли к ним трудоустраиваться — приобретут бесценный опыт, поработают с уникальными патологиями.

— Что для Вас значит Второй мед?

— Со Вторым медом связана вся моя профессиональная деятельность и, соответственно, вся моя жизнь!

— Что Вы пожелаете педиатрическому факультету в связи с юбилеем?

— Считаю, что педиатрическое образование по-прежнему должно оставаться отдельным направлением в медицине. Желаю, чтобы знания, которые дает педиатрический факультет, всегда ценились по достоинству!