«Я просто люблю свою профессию»

Юлия Эдуардовна Доброхотова, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, лауреат премии Правительства РФ, удостоена почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Указ (№ 441) о его присвоении подписал Президент РФ Владимир Владимирович Путин 14 июня 2023 года.

С отличием окончила 2-й Московский ордена Ленина государственный медицинский институт имени Н.И. Пирогова (сейчас РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России). Затем обучалась в клинической ординатуре и очной аспирантуре на кафедре акушерства и гинекологии лечебного факультета института (ныне Университета). Юлия Эдуардовна прошла путь от ассистента до доцента, профессора, доктора наук. В 2023 году исполнилось 20 лет, как Ю.Э. Доброхотова заведует кафедрой акушерства и гинекологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Профессор является автором многочисленных трудов, изобретений, патентов и методов лечения в области акушерства и гинекологии. Владеет всеми видами традиционных гинекологических операций. Ежегодно принимает участие в мировых и российских конгрессах по акушерству и гинекологии, выступает на них с докладами. Под руководством Юлии Эдуардовны защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций. Кроме того, Ю.Э. Доброхотова является главным редактором журналов «РМЖ. Мать и дитя» и «Актуальные вопросы женского здоровья», входит в редакционную коллегию журналов «Акушерство и гинекология», «Проблемы эндокринологии», «Фармакология & Фармакотерапия» и др. В 2019 году Юлия Эдуардовна организовала и возглавила национальную ассоциацию «Женское здоровье», объединившую специалистов в сфере акушерства, гинекологии и репродуктологии для осуществления совместной деятельности и проведения просветительной и научно-образовательной работы.

— Добрый день, Юлия Эдуардовна! В 2023 году произошло много значимых для Вас событий: и 20-летие заведования кафедрой акушерства и гинекологии, и выход «Клинического руководства по гинекологии», и присвоение Вам звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

Прежде всего примите наши искренние поздравления, и надеюсь, по ходу беседы мы остановимся подробнее на каждом из них, а сейчас — традиционный вопрос: расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш путь в медицину? Почему Вы выбрали именно акушерство и гинекологию, почему Второй мед?

Почему Второй мед? Сейчас уже трудно вспомнить конкретику, но Второй медицинский как-то мне всегда нравился. Возможно, будучи в школе, я услышала о каких-то интересных событиях в институте. Как-то он меня заинтересовал, и я решила поступать именно во Второй медицинский.

В моей семье нет врачей. Но так случилось, что у дедушки было больное сердце и он часто оставался дома. Я с детства, еще играя, постоянно его лечила, и как-то само собой определилось, кем я буду. Наверное, это и послужило причиной желания работать врачом, лечить людей.

А стать акушером-гинекологом я решила уже во время учебы. Изначально у меня не было такого стремления. Но когда мы стали проходить эту специальность, она меня очень взволновала. Я начала активно заниматься в кружке, интересоваться профессиональными и научными проблемами, выступала с докладами, дежурила. Вот тогда, собственно, окончательно и сформировалось решение, что я буду специализироваться  на здоровье женщин и здоровье «внутриутробного пациента», как мы сейчас говорим. И конечно же, ни капельки не пожалела! На мой взгляд, это самая лучшая врачебная специальность и, наверное, одна из самых ответственных, потому что у нас два пациента, и нам нужно, чтобы была здорова не только мать, но и родившийся ребенок, чтобы и беременность прошла хорошо, и рождение малыша. То, что я скажу, может показаться громкими словами, но это действительно так: счастье материнства   счастье и для врача, который ведет беременность и принимает роды.

— То есть Ваши ожидания от профессии оправдались?

— Да! Конечно, оправдались. Если все хорошо у пациентки, то все счастливы. А когда возникают какие-то проблемы, которые занимают все твои мысли, заставляют тебя еще больше задуматься, искать новые решения, все это поглощает тебя, и ты вместе со своей пациенткой проживаешь беременность, роды, встречаешь новую жизнь, ставшую возможной в том числе и благодаря твоим усилиям. И тогда ты получаешь огромную радость и удовлетворение от работы.

В начале профессиональной деятельности помню сложную беременность, сопряженную с большим риском для нашей пациентки в связи с тромботическими осложнениями из-за наличия тромбофилических мутаций. Мы всё время контролировали гемостаз, постоянно меняли дозировки препаратов, следили за состоянием плода, консультировали и консультировались сами. Когда мы достигли практически доношенного срока и все получилось женщина благополучно родила, у нас было неописуемое счастье, которое мы ждали все девять месяцев совместно с пациенткой. И это далеко не единичная история.

Бывают просто тяжелые роды, и ты эмоционально рядом с пациенткой переживаешь и  проживаешь вместе с ней это испытание. И когда потом слышишь крик только что родившегося малыша, несмотря на годы в профессии, каждый раз появляются слезы. Вот и сейчас я говорю, а голос срывается. Трудно  передать свои ощущения. До сих пор для меня это такое таинство, такое счастье, когда рождается новый человек, новая жизнь. Ни с чем нельзя сравнить! Поверьте.

— Понимаю и разделяю Ваши чувства. Юлия Эдуардовна, спасибо большое, что позволили нам прикоснуться к этому. Может быть, что-то еще? Что-то важное из Вашего опыта, из Вашей жизни?

— Я бы хотела отдельно сказать о наших учителях. Моим непосредственным учителем сначала была Ирина Михайловна Грязнова, когда я училась в институте, занималась в кружке, ну и затем уже в ординатуре. Низкий поклон ей за те знания и умения, которые она нам давала. В аспирантуре моим научным руководителем был Олег Васильевич Макаров. На тот момент он стал заведовать кафедрой акушерства и гинекологии. Я была его первой аспиранткой, и, конечно, я искренне благодарна Олегу Васильевичу. Он многое сделал для того, чтобы я стала тем, кем стала. Он щедро делился своим мастерством, научил меня вниманию, упорству, достижению целей. Я до сих пор помню какие-то нюансы, детали, подходы, которым он меня обучил. Однажды мы оперировали пациентку с огромной миомой, началось кровотечение. Олег Васильевич мне рассказал и показал, что нужно делать в такой ситуации. Его советы мне потом очень помогли в работе. Несколько раз просто вытаскивали из тяжелейших ситуаций. В нашей профессии невозможно без наставничества, без передачи знаний и мастерства из «рук в руки». Поэтому большое спасибо тем людям, которые были рядом со мной и помогали мне стать профессионалом. Я это постоянно помню и бесконечно благодарна всем.

— За последние 10 лет младенческая смертность в России, по статистике, сократилась в четыре раза. О чем это говорит? Что произошло у нас в данной сфере, что изменилось в родовспоможении?

Я думаю, что наше государство уделяет этому вопросу большое внимание. Были приняты специальные программы по уменьшению перинатальной смертности,  построено много современных перинатальных центров, оснащенных передовой техникой, которая позволяет нам на ранней стадии  выявлять начинающиеся проблемы. Соответственно, мы имеем возможность раньше диагностировать возникающие заболевания, проводить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия. Ну и конечно, это детская реанимация. Когда мы учились, порог способности сохранить жизнь родившемуся ребенку начинался с килограмма, то есть дети весом до 1 000 граммов, к сожалению, были обречены. Сейчас мы выхаживаем малышей весом 500 граммов. Мы все нацелены и такие возможности сейчас есть на то, чтобы сохранять жизнь детям,  родившимся раньше срока.

Кроме того, было очень много усилий и со стороны врачебного сообщества в этом направлении. Мы понимали, куда нужно двигаться, что следует менять. Но ключевыми факторами, конечно, являются заинтересованность государства и активные действия правительства, которое тоже, я так думаю, было одержимо идеей уменьшить перинатальную и младенческую смертность. Такими совместными усилиями мы справились с этой задачей.

— Ну хорошо, сегодня мы среди ведущих стран в этой области. Что теперь? Какие перспективы у направления, есть куда двигаться дальше?

Конечно. У нас еще очень много нерешенных проблем,  по которым идут научные исследования, научные изыскания. Важным направлением является совершенствование техники: те же ультразвуковые аппараты 3D и даже 4D, томографы, роботы и т. д. Современное оборудование позволяет своевременно поставить верный диагноз, проводить более точныелабораторные исследования. Наши понятия о возникновении заболеваний, в частности гестационных осложнений, тоже меняются и развиваются. Так что, безусловно, есть куда двигаться. Мы абсолютно четко видим, что идем дальше, совершенствуем свои знания, и это стимулирует к дальнейшим поискам, развитию, достижению новых результатов.

— Юлия Эдуардовна, возвращаясь к двадцатилетию заведования кафедрой. Вы уже говорили об Олеге Васильевича Макарове, Вашем учителе. Вы же после него возглавили кафедру? Какие у Вас чувства были по этому поводу? А какие — сейчас?

Сначала я возглавила небольшую кафедру Московского факультета. Правительство Москвы специально создало факультет, на котором готовили врачей для столичных  поликлиник. Одно время именно в них была серьезная нехватка врачей. Мы их готовили. Я уже тогда защитила докторскую диссертацию и стала профессором, и Олег Васильевич порекомендовал меня на эту должность. Потом, когда кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета и кафедра акушерства и гинекологии Московского факультета были объединены в одну большую, Олег Васильевич доверил ее возглавить мне, за что я искренне ему благодарна и по сей день. Вхождение в должность упрощалось тем, что я хорошо знала коллектив, выросла в нем и понимала наши задачи и возможности. И конечно, я признательна сотрудникам кафедры за то, что они поддержали мою кандидатуру, помогли мне в становлении в качестве заведующей. Мы стараемся сохранять те традиции, которые нам передали наши учителя, но и движемся дальше. И еще я благодарна академику Галине Михайловне Савельевой за ее поддержку в моем становлении как заведующей кафедрой.

— Опишите Ваш обычный рабочий день. Что дает силы? Что самое хорошее и что самое трудное в работе? Это же большая ежедневная ответственность...

Большая ответственность, безусловно. А обычный день начинается прежде всего с утренних конференций. Я езжу на разные базы, консультирую, смотрю тяжелых больных, провожу операции, которые требуют особого внимания, чаще всего это достаточно сложные случаи. Основная клиническая база Первая градская больница. Сейчас прибавилось много новых баз, но начинали мы в Первой градской. Безусловно, в любой момент мне могут позвонить (и звонят), если возникают какие-то проблемы. Раньше я часто выезжала и ночью. Сейчас это происходит чуть реже, поскольку на кафедре достаточно квалифицированных профессоров, профессионалов высокого уровня, ответственных за отдельные клинические базы. Если что-то случается, в первую очередь едут они. Тем не менее при необходимости продолжаю выезжать в любое время и я. Нас так воспитывали: когда требуется помощь, надо ехать и помогать. Я горжусь, что у всех сотрудников кафедры такая же позиция.

Ну и конечно же, постоянные занятия с молодежью, разборы больных, клинических ситуаций, лекции.

— Юлия Эдуардовна, откуда силы берете на все это?

Во-первых, я очень люблю свою профессию, свою специальность. Во-вторых, я вижу результаты своей работы. Ты сделал операцию и это огромное удовлетворение, если ты помог пациентке. Если ты ее вылечил, если дал ей возможность забеременеть и родить. Это огромное удовлетворение, которое действительно перекрывает все. Иногда приходишь домой и сил хватает только на то, чтобы дойти до кровати, потому что ноги и спина гудят, плечи болят, если долго была лапароскопия, эмоционально и физически истощен. Но счастье, если ты хорошо сделал свое дело, и удовлетворение от того, что ты как профессионал состоялся и можешь помогать людям, все перевешивает, ты встаешь и идешь дальше. Это дает силы. И то, что рядом с тобой люди, которые тебя не подведут, подставят плечо, безусловно, тоже добавляет энергии, уверенности, желания работать и передавать свои знания и умения.

И конечно, большое спасибо моим близким, семье. Особо я благодарна мужу, который всегда меня поддерживал и понимал, который, кстати, тоже всю свою жизнь посвятил Второму меду и сейчас является прекрасным хирургом, заведует одной из хирургических кафедр. Мы со студенческих времен вместе.  

— Тогда следующий вопрос: как стать хорошим врачом? Какой совет Вы можете дать молодым студентам, которые выбрали этот путь?

Надо прежде всего, конечно, любить свою профессию. Важно понимать, что от тебя порой зависит жизнь человека, его здоровье. Это особенно хорошо чувствуешь, когда идешь на операцию. Перед тобой на столе лежит абсолютно беззащитный человек, и только от тебя зависит, как ты сделаешь свою работу, справишься ли со сложной ситуацией, правильно ли решишь какую-то проблему здоровья или нет. Это очень большая ответственность. И  важная часть профессии. Мы стараемся нашим ординаторам прививать понимание того, что они отвечают за здоровье, за жизнь людей, в нашем случае еще и внутриутробного плода. Как поется в гимне Университета: «Врачу ошибка не дана!» И если это понимаешь, если любишь профессию, если готов пожертвовать чем-то (временем, какими-то своими интересами и т. д.), то из тебя вырастет хороший, преданный своему делу специалист. Еще необходимо постоянно совершенствоваться, изучать новые методики, диагностические и лечебные манипуляции, следить за новациями в медицине.

И конечно, должна быть врачебная совесть, определяющая тезис «не навреди»: не делать операцию, если в ней нет необходимости, или ее проведет кто-то лучше тебя, не назначать какие-то таблетки, если они не нужны или ты не уверен в их пользе и т. д. То есть если профессионально, с вниманием и совестью подходить к каждому конкретному больному, то наверняка все получится, все сложится в профессии.

— Кроме врачебной и преподавательской деятельности, в Вашей жизни существует большая научная часть. Присвоение звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации — признание Вашего вклада в медицинскую науку. Что для Вас значит этасфера жизни?

Безусловно, наука тоже очень интересная составляющая моей жизни, потому что этопоиск нового, поиск лучших решений, более эффективных алгоритмов, выдвижение научных гипотез и нахождение ответов на них. К примеру, мы предполагаем, что изменение хода операции или режима терапии окажется более эффективным, результат будет лучше. Тогда делается дизайн исследования, продумываются его методы, проводится исследовательская работа вместе с аспирантами или молодыми врачами, которые потом по итогам защищают свои научно-исследовательские труды. И если действительно оправдываются твои предположения и гипотезы, внедрение результатов работы начинает приносить пользу людям в реальной врачебной практике, то ты получаешь колоссальное удовлетворение. И конечно, очень приятно и почетно потом выступать с докладом, рассказывать о наших достижениях.

Как раз сейчас у нас идет вебинар. Мы практикующим врачам рассказываем о микробиоте влагалища, как она влияет на невынашивание и другие аспекты беременности. Делимся новейшими знаниями, которые мы получили в ходе проведенного исследования на кафедре. И это важная и интересная часть моей работы. Она ценится теми, кто тебя слушает. У нас все больше и больше слушателей, много вопросов, дискуссий. Безусловно, клинические протоколы основа нашей медицинской деятельности, мы не должны от них отходить, но в то же время медицина это наука и искусство, которые предполагают развитие и поиск новых решений, внедрение новшеств и инновационных методов лечения, иначе неминуемы стагнация и регресс. Другое дело, что все должно быть разумным, проверенным, доказанным и обоснованным, без риска для больных.

— Какие из Ваших работ или изобретений, патентов, открытий наиболее ценны и важны для Вас?

Для меня очень ценно то, что мы сделали для наших пациенток с миомой матки. Мы внедрили в алгоритм ведения этих больных такую методику, как эмболизация маточных артерий, которая у ряда женщин вообще является единственной возможностью сохранить матку. В противном случае им бы ее удалили (сделали гистерэктомию). Наша методика позволяет сохранить детородные органы у молодых женщин, которые еще собираются рожать. За это достижение я в составе группы была удостоена звания лауреата премии Правительства Российской Федерации. Я рассматриваю это как признание значимости нашей работы и в общечеловеческом смысле, и в государственном. Мы предложили метод восстановления и сохранения фертильности у молодых женщин с наиболее распространенным гинекологическим заболеванием миомой матки.  

По итогам лечения мы смогли реализовать получение обратной связи от наших пациенток. Они присылают фото своих детей, рассказывают об их жизни, благодарят за полученную возможность стать матерью. Я часто привожу эти примеры на лекциях. Получая такие отзывы, понимаешь, что безусловное счастье для женщины сохранить возможность родить ребенка. Это очень хорошая и проверенная методика, но ее важно тоже применять «с головой» там, где она нужна.

— Юлия Эдуардовна, а сейчас над какими проблемами Вы работаете?

Над всеми «нашими» проблемами и продолжаем работать, а также перед нами стоят новые задачи. Это различные подходы к лечению эндометриоза, миомы матки, разработка хирургических решений, позволяющих сохранить овариальный резерв, лечение пролапса гениталий и т. д. Мы занимаемся вопросами невынашивания, преждевременных родов, другими гестационными осложнениями.

Сейчас, к сожалению, появилась такая проблема, как онкологические заболевания у  молодых женщин. И, безусловно, мы занимаемся ее изучением. Важно определить возможность сохранения фертильности. Необходимо понимать, как вести беременных пациенток, которые перенесли онкологическое заболевание, или как работать с теми, у кого оно было диагностировано во время беременности. Раньше мы прерывали такую беременность, но теперь наука пошла вперед и не всякое онкологическое заболевание требует ее прерывания. Это тоже очень большая проблема, здесь есть над чем работать.

— Очевидно, что развитие медицинской науки — непременное условие успехов практического здравоохранения. Что, на Ваш взгляд, является важным фактором привлечения студентов именно в науку? Понятно, что врачебная деятельность — это основная часть, но поиск нового, совершенствование методов и развитие технологий тоже необходимы, как Вы сказали.

Я думаю, прежде всего это занятия в научных кружках и участие в дежурствах. Сочетание практики и теории. Если человек ходит в кружок, занимается какой-то темой, на дежурствах видит людей с изучаемыми заболеваниями, это стимулирует неподдельный интерес к специальности. По тем тематическим пациентам, которых наблюдают студенты-кружковцы, можно поручить им сделать обзор литературы как по этиологии и патогенезу, так и по диагностике и лечению, а также продумать перспективные подходы к лечению данной болезни.Так создается привычка к аналитической работе. Они не просто будут видеть больную и стандартно назначать таблетку, а начнут анализировать, какой возраст у пациенток, какая стадия заболевания, как действуют те или иные лекарства. Аналитический подход в медицине очень важен, и его надо развивать с самого начала. Уже сформировавшихся врачей сложно заставлять анализировать, они привыкли лечить по стандартам. Исследовательские и аналитические навыки надо развивать у нашей молодежи с самого начала. Это первое.

Также важно воспитывать граждан страны. Наши молодые врачи, ординаторы и аспиранты помогают детскому дому (дети с ДЦП) Марфо-Мариинской обители. Они начинают чувствовать ответственность за чужую детскую жизнь, понимают значение правильного ведения беременности и родов, важность сохранения семьи. А также необходимость движения вперед, что позволит улучшить перинатальные исходы, сохранить здоровье новорожденных и их мам. Это второе.

И третье. Совместно с кафедрой истории медицины и социально-гуманитарных наук мы организовали специальные занятия. Я искренне благодарна Галине СеменовнеКовтюх (заведующая кафедрой истории медицины и социально-гуманитарных наук лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова. — Прим. ред.) за поддержку. Она направила к нам специалиста, который читал для наших ординаторов интереснейшие лекции по истории русского акушерства. Самая первая лекция была посвящена истории нашей кафедры. Многие приемы в акушерстве, инструменты (например, щипцы) названы именем русских ученых. Сейчас же никто не задумывается, как можно извлечь головку ребенка при слабости родовых сил, какие специальные приемы при тазовом предлежании могут помочь родиться малышу без родовых травм, как защитить промежность, как повернуть и извлечь ручку. Сегодня это обыденность: наши великие соотечественники многое уже изучили, проанализировали и поделились опытом, предложили пособия и методики, используемые в настоящее время в акушерстве. Мне представляется очень важным моментом воспитания молодых акушеров-гинекологов — связь истории, ощущения преемственности поколений и дальнейшего развития нашей акушерско-гинекологической науки. 

И сегодня мы, я и коллеги, гордимся тем, что работаем на одной из старейших кафедр, прославленной именитыми, легендарными основоположниками отечественного акушерства, богатой традициями и новаторским отношением к специальности, трудимся в области наиболее динамично развивающегося направления медицины. Мы стараемся это чувство бережно прививать студентам и молодым врачам. Я думаю, что приобщение к истории отечественного акушерства, гордость за российскую, русскую школу, сохранение традиций, умение помнить, мыслить, искать и предлагать что-то новое будут помогать в их формировании как научных исследователей.

Кроме того, и я в этом убеждена, именно сейчас важна патриотическая работа. Надо говорить не только об истории и достижениях российской медицины, что, безусловно, важно, но и хорошо знать историю России. Мы с аспирантами ходили в Центральный пограничный музей ФСБ России, там нам рассказали о разных этапах жизни нашего общества. Такое знание необходимо, оно формирует причастность к истории страны, города, вуза, конкретных людей, создает национальную и социальную идентичность, воспитывает и патриотизм, и внутреннюю потребность идти дальше. Если хотите, другой масштаб не просто шаблонно работать, а действительно что-то реальное дать своей Родине. Я, может быть, высокопарно сейчас говорю, но я так чувствую и, соответственно, делаю. И для меня действительно очень важно, чтобы молодежь, которая выходит из стен Второго меда, была достойна тех людей, которые его создавали и работали в нем, тех великих профессоров, ученых, стоявших у истоков наших традиций. Я имею в виду не только акушеров-гинекологов, но и хирургов, терапевтов, педиатров, потому что мы действительно ими гордимся, гордится отечественная медицина и вся наша страна.

— Мы выше уже говорили о премии Правительства Российской Федерации. А какая награда для Вас самая главная и значимая?

Я даже не знаю какая, честно. Самая значимая награда для меня… Нет, безусловно, признание приятно. Но главное, и здесь я, наверное, не буду оригинальной, то, что получается кому-то помочь, то, что я вижу слезы счастья на глазах женщин. Пожалуй, все же самая замечательная, самая дорогая награда здоровье и счастье моих пациентов, потому что при рождении ребенка чаще всего мы испытываем именно это чувство. Наша специальность уникальна мы не только лечим или возвращаем здоровье, мы способствуем появлению новой жизни. И вот это для меня самое главное профессиональное удовлетворение. Наверное, это ни на что не променяешь и ни за что не купишь.

— Вы сейчас практически ответили на один из заготовленных вопросов по поводу профессионального выгорания. Но все же врачи — это помогающая профессия, в этом смысле Вы входите в категорию риска. 45 % американских хирургов не выбрали бы свою специальность, если бы знали степень ответственности и нагрузок, которые их ожидают.

Вы знаете, у меня не было профессионального выгорания. Возможно, оно еще будет. Я конечно уставала, мне хотелось отдохнуть, отвлечься, но я не считаю, что это выгорание, это просто физическая усталость. День-два и все проходит, меня опять начинает тянуть на работу, заниматься своим делом. Наверное, мне просто повезло, у меня этого выгорания не было.

Мы делаем вебинары для врачей, это тоже моя идея небольшие тридцатиминутные лекции раз в неделю на разные актуальные и важные темы. Сейчас говорили о критериях приемлемости назначения контрацептивных препаратов. Постоянно появляются новые приказы, протоколы, руководства. В этом году вышло несколько клинических рекомендаций, и мы разбираем их с врачами. Так что мы и обучаем студентов, и помогаем врачам быть в курсе современных инноваций, протоколов, нормативных документов. На наших вебинарах участвует не только Москва, но и другие регионы России, собирается большое количество слушателей, обычно бывают дискуссии после лекций, задается много вопросов. Я считаю, что это тоже важная информационно-просветительская работа. Мы с сотрудниками кафедры проводим ее совершенно бесплатно, за что я им очень благодарна.  Слушателям не приходится платить за наши лекции.

— Я как раз читал о том, что Вы стали инициатором и руководителем национальной ассоциации «Женское здоровье». Это общественная история? Она связана с тем, о чем Вы сейчас говорите?

Да. Мы проводим большую просветительскую работу, организуем аккредитацию наших мероприятий в системе непрерывного медицинского образования, что дает возможность врачам получать баллы или кредиты, обеспечивающие их профессиональную деятельность в дальнейшем. Это важно, на мой взгляд, и очень востребовано сейчас. Мы говорим о том, что волнует специалистов сегодня, обсуждаем новости специальности, то, что необходимо практикующим врачам в их повседневной работе. Также мы изучаем новые клинические рекомендации, протоколы. Сейчас, например, как я уже говорила, обсуждали критерии приемлемости назначения контрацептивных препаратов. До этого дискутировали о роли микробиоты влагалища в невынашивании беременности. Данной проблеме сегодня уделяется большое внимание. И это как раз одна из тех тем, которыми занимается кафедра, поэтому обсуждались полученные на кафедре результаты исследования и те данные, что имеются в литературе. Мы стараемся обо всем новом рассказывать, чтобы помочь нашим врачам разобраться в мире огромных информационных потоков, донести до них нужную в работе информацию.

— Вернусь к вопросу по поводу профессионального выгорания и каких-то переломных моментов в Вашей жизни. Вы уже очень много времени находитесь в профессии. Не хотелось что-то изменить?

Нет. В смысле, уйти из профессии? Нет, такого не было. А так, поменять… Да. Я всегда что-то меняю. Вот видите, тоже новая деятельность, помимо врачебной, операционной, консультативной. Сейчас еще новая просветительская работа. Поэтому, наверное, и не выгораешь…  Все время какая-то новизна в жизни, в действиях, в людях. Постоянно происходит что-то, что поддерживает интерес к профессии, к работе. Тем более на наших вебинарах мы всегда видим обратную связь. У нас идут дискуссии, мы отвечаем на вопросы врачей, готовим по их запросам лекции и сами задумываемся над очередными проблемами. Это тоже такой побудительный стимул идти вперед, совершенствоваться, ведь вопросы мы получаем не от студентов, а от зрелых врачей. То, о чем мы говорим, они применяют в своей практике, интересуются, почему так, а не эдак. Поднимаемые проблемы нас побуждают к дальнейшей научной деятельности что-то изучить, доказать, показать. Это интересно. Видимо, поэтому и не было желания  все бросить. Когда интересно, выгорания не бывает. 

— Слава богу. Пусть оно и минует Вас. Традиционный вопрос от Клуба выпускников: «Что для Вас Второй мед?»

М-м-м… Это моя жизнь. Я пришла сюда девочкой. С золотой медалью окончила московскую спецшколу школу № 31, сдавала всего лишь один профильный экзамен по химии. Поступила. Я всегда хорошо училась, у меня была Ленинская стипендия. Кроме учебы, занималась общественной работой, было очень интересно жить и развиваться как личность во Втором меде. Я все время стремилась стать классным специалистом, профессионалом. Второй мед это действительно, без преувеличения, моя жизнь. Я здесь с ранней молодости и до сих пор, от семнадцатилетней девочки до своего возраста и положения. Как говорится, у меня одна запись в трудовой книжке. Только менялись должности: ассистент, доцент, профессор, но место работы одно Второй медицинский. Я счастлива от того, что здесь работаю, что востребована, что мне не пришлось искать где-то что-то еще. Второй мед предоставил мне возможность для профессиональной самореализации, доверил кафедру и помогает двигаться дальше. Здесь удивительно рабочая и комфортная атмосфера. Если возникают какие-то вопросы, я всегда могу их решить с деканом, проректорами, ректором. Я благодарна руководству Университета за понимание нужд кафедр, студенчества и молодых врачей, за то, что оно всегда идет навстречу. Я признательная за высокую оценку моего труда и труда коллектива кафедры, за выдвижение меня на присвоение почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Второй мед это моя жизнь, моя судьба. Я очень люблю наш Университет. В нем работали великие ученые, профессора, врачи, наставники, имена которых знают не только в России, но и за рубежом. Я испытываю огромную гордость, что училась и работаю в Университете. Это придает мне силы. На последнем Международном междисциплинарном саммите, организованном в том числе и силами кафедры, наши студенты спели гимн Второго медицинского. Было очень много приглашенных людей, иностранцев. Все встали и вместе с нами исполнили этот гимн. Что тоже, мне кажется, очень важно чувствовать сопричастность к общему делу, быть последователями наших великих учителей. Мы гордимся родным Университетом, достижениями отечественной медицины, нашей великой страной!

— И это символично.

Да. Это символично и очень вдохновляет, конечно. «Самый лучший вуз земли это наш 2-й МОЛГМИ!» как-то так мы говорили, когда были студентами.

Записал интервью Константин Малышев