Татьяна Эдуардовна Нецветаева

Заведующая рентгеновским отделением Российской детской клинической больницы (РДКБ), врач-рентгенолог, выпускница педиатрического факультета (ПФ) 2-го МОЛГМИ 1975 года.

 

— Вы в РДКБ с самого ее открытия. Расскажите, как начинали работу здесь.

— 1 февраля 1985 года я пришла в РДКБ, когда больница не была еще достроена. Открылся только инфекционно-боксированный корпус и заканчивалось строительство хирургического. До этого я работала врачом-рентгенологом в Детской городской клинической больнице № 13 им. Н.Ф. Филатова. Заведующий рентгеновским отделением Филатовской больницы сказал мне, что в конце Ленинского проспекта открывается федеральная многопрофильная клиника на 1 000 коек, которая со временем станет одной из крупнейших в России, и главный врач РДКБ ищет врача-рентгенолога для заведования рентгеновским отделением. Будет интересно, но трудно, предстоит все начинать с нуля. Мне было тогда 32 года, хотелось попробовать себя в новом деле, поучаствовать в становлении рентгеновского отделения новой клиники.

Рентгеновская аппаратура требует специальных помещений, и предстояло многое сделать перед открытием: контролировать строительство рентгеновских кабинетов, устанавливать и осваивать новую технику и, самое главное, набрать квалифицированных сотрудников. Предпочтение отдавалось людям, чье отношение к профессии и детям было в приоритете. Так создавался коллектив отделения и всей клиники. Коллектив был сформирован замечательный, отсюда мы уходили домой разве что ночевать. Мы были как одна большая семья, помогали друг другу открывать отделения.

Сейчас уже трудно назвать точную дату открытия, но мы отмечаем день рождения РДКБ 25 ноября, потому что тогда в больнице провели первую операцию. Но и до этого люди уже работали здесь, готовили отделения к приему пациентов. Когда я пришла сюда, главным врачом был Валерий Сергеевич Любимцев. Он тоже выпускник Второго меда. Это был очень энергичный человек, который набирал заведующими отделениями людей под стать себе.

Первыми появились хирургические отделения (колопроктологическое, торакальное, травматолого-ортопедическое), также открывались инфекционно-боксированное, приемное, рентгеновское отделения и лаборатория. Уже примерно к 1990 году вся больница была построена.

— За 35 лет пройден огромный путь. Наверняка больница сильно изменилась за эти годы?

— За последние годы интенсивность работы возросла, открывались новые отделения, и на сегодняшний день их насчитывается более 50 (коечные и параклинические). И хотя в больнице отсутствует служба скорой помощи, сюда поступают дети со всей России, некоторые из них по тяжести состояния — сразу в реанимационное отделение или в операционную. РДКБ — единственная в стране клиника, имеющая более тысячи коек, высококвалифицированный медицинский персонал, осуществляющий лечение детей с различной патологией.

Больница являлась и является в настоящее время базой для многих кафедр Второго меда. В РДКБ работали легенды Второго медицинского института, наши учителя: Юрий Федорович Исаков, Вячеслав Александрович Таболин, Виктор Аркадьевич Михельсон. Они обогатили больницу своим опытом, помогли мудрыми советами и с самого начала становления клиники подняли ее на должный уровень. Вечная им память!

Уже тогда появлялись новые технологии, методы лечения, проводились уникальные операции. Открывались отделения, которых практически не было в отечественной детской медицине: отделение муковисцидоза, генетики, детской гинекологии, трансплантации костного мозга, гемодиализа и пересадки почки, челюстно-лицевой хирургии у детей и другие. За весьма короткое время больница получила широкую известность в стране.

— Сейчас в РДКБ более тысячи коек для детей со всех уголков России. С чего все начиналось? Была ли уверенность в том, что клиника станет крупнейшей федеральной детской больницей?

— Мне кажется, насколько я знаю своих коллег, мы не ощущали, что РДКБ — ведущее детское медицинское учреждение в стране. Или то, что нам нужно стать главными, чтобы на нас обрушилась слава. Ни желания, ни мыслей таких не возникало. Мы просто были молодыми врачами, которые с большим желанием пришли сюда работать, участвовать в создании новой детской больницы.

Все в РДКБ требовалось начинать с нуля. Мы мечтали как можно быстрее открыться, но появлялись новые сложности: мы открывали новые кабинеты и отделения, устанавливали и осваивали новую аппаратуру и параллельно проводили диагностику и лечение поступающих больных детей. Но сотрудники всего этого старались не замечать, потому что атмосфера в РДКБ была дружелюбной, нам было интересно работать вместе, набираться опыта, расти вместе с больницей.

— Сейчас появилось ощущение, что Вы работаете в главном федеральном детском учреждении здравоохранения?

— Мы ощущаем большую ответственность перед больными, перед их родителями, наконец, перед своими коллегами. Мы — звенья одной цепи в лечении ребенка, и если на каком-то уровне происходит сбой, то страдают все, и в первую очередь — больной. Надо просто честно выполнять свой долг, применяя знания и опыт, вкладывая душу и любовь.

Мы видим, какие больные сюда поступают: для них и их родителей это последняя надежда на выздоровление и помощь. Вот для них, как мне думается, РДКБ и есть главная детская больница.

— Расскажите, пожалуйста, о своих первых впечатлениях, когда Вы пришли в РДКБ.

— Это была зима. Был построен всего один двухэтажный корпус, инфекционно-боксированный, и достраивался хирургический. В основном в больнице хозяйничали строители, с которыми мы все перезнакомились и подружились. Они видели нашу заинтересованность и неравнодушие и старались помочь нам. Приемка каждого кабинета подписывалась с большим трудом: неравномерно осуществлялся подвоз оборудования, были сложности с закупкой современной аппаратуры, не хватало кадров. Но у сотрудников РДКБ была внутренняя уверенность, что все получится. Когда приходили с проверками комиссии, мы все вставали стеной, защищая нашу больницу. Царил коллективный дух. И руководство клиники, и сотрудники были как одно целое, ценили и помогали друг другу в работе.

— Кто вместе с Вами работал в те годы?

— Если говорить о тех, кто работает в РДКБ с ее открытия, с 1985 года, и до настоящего времени, то их, может быть, не так много, думаю, около двух десятков человек. Но с момента открытия до 1990-х годов сохранился очень большой коллектив. У нас трудятся заведующие отделениями, старшие сестры, врачи, санитарки, сестры и другие люди, которые проработали в больнице более 25–30 лет. Например, в торакальном отделении или в отделении травматологии большой коллектив сотрудников работает с первых лет открытия больницы.

РДКБ — это уникальная клиника. За 35 лет своего существования (казалось бы, что такое для истории тридцать пять лет!) столько всего было пройдено. Сюда поступали дети из Беслана, после землетрясения в Армении, крупных железнодорожных катастроф, терактов. В России был сложный период, и больница жила вместе со своей страной, также страдала, но продолжала работать. Я считаю, что наш коллектив очень достойно выстоял и прекрасно себя показал.

— Вы пришли в РДКБ и стали заведовать отделением через 10 лет после окончания Второго меда. Был ли кто-то, с кого Вы брали пример как с руководителя?

— Опыта руководства коллективом у меня не было, он накапливался в течение каждодневной работы. Ведь руководить любым коллективом — это не только требовать исполнения поставленных задач, но и забота, ответственность за каждого сотрудника. С годами коллектив отделения сформировался грамотными, профессиональными специалистами.

Если же говорить о примере, то я брала его со своих родителей. Мой папа, Эдуард Александрович Степанов, детский хирург, ученый, педагог, мама — врач-педиатр, оба — выпускники нашего вуза. Оба были для меня примером и в жизни, и в профессии. Отец всю жизнь проработал на кафедре хирургии Второго меда, в детской Филатовской больнице, спас жизни тысячам маленьких пациентов, стал учителем для многих детских хирургов страны.

Мне кажется, чтобы стать хорошим врачом, нужно быть порядочным человеком и профессионалом в любимом деле, и это часто не зависит от зарплаты, хотя тяжелый труд медика должен достойно вознаграждаться. Милосердие, доброта, сострадание — очень важные качества, тем более для детского врача. Но эти две главные характеристики, порядочность и профессионализм, независимо от того, рядовой ты врач или руководитель, обязательны.

— В РДКБ более тысячи коек, ежегодно здесь проходят лечение около 22 тысяч детей. Чем особенно гордятся люди, работающие в больнице долгие годы?

— Косвенно я об этом уже упомянула. РДКБ — это как сито, оно отсеивает плохих людей. Здесь работают настоящие профессионалы и неравнодушные к детским судьбам люди. Конечно, мы очень гордимся своей больницей, крупной федеральной клиникой, ее сотрудниками. Многие из них занимаются наукой, пишут статьи, выступают с докладами на научных конгрессах и съездах. В больнице работает много кандидатов и докторов медицинских наук.

РДКБ является базой для многих кафедр Второго Меда, где студенты постигают азы профессии и узнают медицину не только по учебникам, а видят, какой это тяжелый каждодневный и даже круглосуточный труд.

Для нас важно, чтобы больные дети и их родители почувствовали, что мы нужны им.

— Почему Вы столько лет верны РДКБ?

— У меня никогда не было мыслей перейти работать в другую клинику даже в очень сложное время. Например, случались моменты, когда надо было открывать рентгеновские кабинеты в новых корпусах больницы, а уже потоком шла госпитализация детей. Я сама, будучи молодым врачом, набиралась опыта, проводила рентгенодиагностику и ультразвуковые исследования, при этом занимаясь административной работой и подбором кадров.

Если же говорить о причинах верности и столь длительной работы в клинике, то РДКБ — одна из немногих больниц, в которую сотрудники с удовольствием шли на работу. Было дело, которому ты служишь. И это не высокие слова. Люди приходили сюда работать, потому что получали удовольствие от работы. Было трудно, но интересно. И если возникали сложности, ты знал, что рядом коллеги, которые всегда подставят тебе плечо.

— Каким Вы видите будущее своего отделения?

— Какая бы ни была прекрасная и современная аппаратура, я считаю, что главное в любом деле, в медицине особенно, — это, конечно, люди, персонал. Очень большое внимание любому руководителю нужно уделять кадрам: он должен их ценить, растить, прислушиваться к ним. И когда они взрослеют вместе с больницей, наступает момент, чтобы уступить место молодому поколению. Задача всех заведующих и всех руководителей, которые пришли сюда и отдали огромную часть жизни клинике, — строить работу таким образом, чтобы продолжалось дело, которое было начато. То есть, конечно, будут развиваться технологии, поступать новое оборудование, применяться новые методы и методики обследования и лечения, будет меняться структура отделений, но при этом нужно оставаться порядочным человеком и быть профессионалом. Я считаю, данные качества должны присутствовать у каждого врача. Если они есть, то с такими специалистами ничего не страшно.

— А будущее РДКБ?

— Так как у нас больница является головной для всей Российской Федерации, то, конечно, структуру РДКБ, хотим мы или нет, все равно придется менять. Сюда приезжают и привозят своих больных детишек родители, которые не могут не присутствовать и не участвовать в лечении ребенка. И надо найти контакт, максимально способствующий восстановлению маленького пациента. Родители и врачи должны работать вместе так, чтобы в конечном итоге был результат. Потому мы все равно не обойдемся без какого-то большого пансионата, гостиницы, чтобы люди здесь могли в нормальных условиях быть рядом со своими детьми, а не ночевать с ними на одной койке.

Для подавляющего числа врачей, которые работают в РДКБ, Второй мед является альма-матер. Но мне кажется, что для больницы нужно подготавливать и средний медицинский персонал. Наверное, было бы правильно, если бы, как и в первые дни работы РДКБ, в клинике базировалось медицинское училище, где обучали бы медицинских сестер по различным направлениям.

Сюда, к врачам самых разных специальностей, едут больные из отдаленных деревень, поселков, маленьких городков. И правильно сказал Александр Григорьевич Румянцев, академик РАН, научный руководитель РДКБ, на одной из наших встреч: здесь очень не хватает отделения новорожденных и отделения кардиологии. Все остальные направления в этой больнице есть.

Мне кажется, не нужно превращать РДКБ в тематический институт, а надо работать именно так, чтобы помогать как можно большему количеству детей в России. Самое главное, чтобы наши руководители приняли эту больницу к сердцу и полюбили ее так, как и мы, когда пришли сюда. Если клиника будет любима, то она будет процветать.

— Чего бы Вы пожелали сотрудникам РДКБ к юбилею?

— 35 лет — это совсем детский возраст для больницы. Но в РДКБ столько замечательных традиций, здесь выросло поколение врачей, которые пришли сюда после института и стали ведущими специалистами в Российской Федерации, а некоторые даже и в мире. Поэтому мне бы хотелось, чтобы и в дальнейшем больница оставалась такой же востребованной, чтобы она была флагманом в лечении детей в России. Желаю всем коллегам, конечно, здоровья. Пусть в отделениях будет преемственность, а вновь прибывающим сотрудникам тоже светила та атмосфера дружбы, взаимовыручки, взаимопонимания, которая существовала у нас. Чтобы у них было желание получать знания, учиться новому, приобретать опыт. Уже есть такое поверье: если человек проработал в этой больнице какой-то значительный период времени, то он не уйдет отсюда, а если и уйдет, то ненадолго, обязательно вернется. Очень хотелось бы, чтобы была преемственность поколений: молодые врачи способны не только не уронить флаг, который подняла РДКБ в 1985 году, но и достойно пронести и приумножить все те знания и опыт, который они получили здесь. Плох тот ученик, который не желает превзойти своего учителя.