Светлана Валерьевна Аксельрод

Светлана Валерьевна Аксельрод — директор Глобальной платформы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по неинфекционным заболеваниям (НИЗ) в штаб-квартире ВОЗ в Женеве, выпускница педиатрического факультета Университета 1999 года, кандидат медицинских наук. Удостоена благодарности главы Минздрава России и награды Президента Российской Федерации за заслуги в формировании международной политики в сфере здравоохранения. Светлана Валерьевна рассказала о роли Второго меда в карьере и поделилась студенческими воспоминаниями.

 Почему Вы выбрали медицину и поступили в Университет?

— Я родилась в семье врачей: мои мама и папа — педиатры. Мне тоже хотелось лечить детей. В 1993 году, когда я поступала, полноценный педиатрический факультет в Москве был только в Российском государственном медицинском университете (РГМУ). К тому же мои родители тоже окончили Второй мед, как и моя тетя. Я решила последовать семейной традиции.

 Какое впечатление у Вас сложилось о студенчестве? Что было самым интересным, что сложным?

— Конечно, студенческая пора — лучшие годы, причем самыми яркими и запоминающимися были моменты именно на первых курсах. Это время перемен. Если в школе дети еще не чувствуют ответственности, так как учителя и родители контролируют процесс обучения, то в вузе начинается самостоятельная и независимая жизнь. Здесь нужно самому планировать свое расписание так, чтобы успеть подготовиться к семинарам, коллоквиумам, экзаменам. Несмотря на то что времени всегда не хватало, еще на первом курсе я встретила своего будущего мужа.

Если говорить о предметах, то анатомия мне давалась тяжело: длинные латинские названия казались трудными и непонятными. Тем не менее я обожала биохимию с ее замысловатыми формулами и длинными реакциями. Гистология с ее микроскопами и срезами тоже была в списке любимых предметов. Стоит отметить, что большую роль играет преподаватель, в том числе его способность заинтересовать студентов, как и случилось с гистологией.

 Кто из преподавателей Вам запомнился и кого Вы считаете своим учителем и наставником?

— На клинических дисциплинах были преподаватели, которые действительно рассказывали с интересом и вдохновляли. Среди них — Вахтанг Панкратьевич Немсадзе, детский хирург, ортопед, работал в Филатовской больнице. Он запомнился мне как талантливый врач. Вахтанг Панкратьевич преподавал с интересом и активно вовлекал студентов в работу. В «Кащенко» (Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева. — Прим. авт.) захватывающие занятия у нас вел тоже весьма неординарный врач — Аркадий Липович Шмилович. Безусловно, клинические дисциплины были мне ближе и интереснее фундаментальных наук.

На последних курсах я и нашла своих менторов: Валентину Петровну Гераськину, доцента кафедры госпитальной педиатрии РГМУ, а затем Наталью Валентиновну Полунину, которая долго была деканом педиатрического факультета, а теперь профессор, член-корреспондент РАН. Эти две выдающиеся женщины курировали мою учебу, клиническую и научную работу: Валентина Петровна как педиатр, а Наталья Валентиновна как организатор здравоохранения.

 Как Вы проводили свободное от учебы время?

— Тогда, на заре 1990-х, к сожалению, не было такого разнообразия общественных организаций, как сейчас. Однако пользовались популярностью курсы массажа, акупунктуры и прочие подобные занятия. Мы с однокурсниками ходили на них, познавали азы восточной медицины. Ничего серьезного из этого, как видите, не вышло, но было весьма интересно. На старших курсах я посещала научные кружки. Естественно, находилось время и для развлечений, без них просто немыслима жизнь студента, ведь вуз — это место знакомств, дружбы и любви. Мы до сих пор поддерживаем связь с однокурсниками: собираемся каждые пять лет, постоянно на связи в чате WhatsApp.

 Какую роль сыграло Ваше обучение в Университете в карьере?

— Обучение в РГМУ — это основа основ. Я училась на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, которую возглавлял академик Юрий Павлович Лисицын. Впоследствии защищала там диссертацию по двум специальностям: педиатрии и общественному здоровью и здравоохранению, что и стало первым шагом на пути к работе в международной организации. Юрий Павлович выступал на ассамблеях, представлял Российскую Федерацию. От него я и узнала о ВОЗ, в частности о том, какую большую роль играет здоровый образ жизни в увеличении ее продолжительности и повышении ее качества.

 Вы занимали высокую должность в Министерстве здравоохранения РФ. Над чем работали?

— Да, после защиты диссертации меня пригласили в Минздрав России на должность заместителя директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью. Я представляла российское здравоохранение на ключевых международных форумах, таких как БРИКС, «Большая восьмерка», «Большая двадцатка», возглавляла российскую делегацию на ассамблеях ВОЗ.

Помимо репрезентативной работы, много внимания уделяла неинфекционным заболеваниям, так как они являются основной причиной заболеваемости и смертности во всем мире, причем в России проблема преждевременных смертей от НИЗ стоит особенно остро. Вместе с командой нам удалось вывести нашу страну на лидирующие позиции по борьбе с НИЗ. В 2014 году в Москве при финансовой поддержке Правительства РФ был открыт Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними.

 В чем заключается в настоящий момент Ваша работа?

— Я возглавляю работу ВОЗ по борьбе с неинфекционными заболеваниями, которые являются первой причиной смертности в мире, а также работу по психическому здоровью. Сердечно-сосудистые, хронические респираторные, онкологические болезни и сахарный диабет, составляющие группу НИЗ, преждевременно уносят жизни 15 миллионов человек в возрасте от 30 до 70 лет ежегодно. На наших плечах лежит важная миссия — сократить число этих смертей на одну треть к 2030 году, способствовать поддержанию психического здоровья и благополучия. 

Вместе с командой (около трехсот человек) мы занимаемся популяризацией здорового образа жизни, снижением факторов риска, к которым относятся потребление табака и алкоголя, недостаточная физическая активность, нездоровое питание, загрязнение воздуха, а также профилактикой, лечением и реабилитацией пациентов с подобными состояниями на международном уровне.

 20150608105750

 Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать хороший руководитель?

— Хороший руководитель должен иметь стратегическое мышление, уважать и поддерживать свою команду. Умение учитывать все нюансы работы в коллективе и избегать конфликтов обеспечивает продуктивную совместную деятельность. Начальник видит проблему глобально и выбирает стратегию, а команда, как правая и левая руки, претворяет этот план в жизнь. Руководитель без коллектива не руководитель! К тому же он является не только примером успешного карьерного роста для своих сотрудников, но и образцом для подражания в обществе. Не могу не отметить, что очень важно стремиться к здоровому образу жизни, больше двигаться, не переедать, отказываться от курения и чрезмерного употребления алкоголя, и это применимо не только к директорам ВОЗ, а ко всем людям на планете. Ведь любой руководитель несет на себе, помимо прочего, морально-этическую ответственность. Подавая позитивный пример, мы способствуем поддержанию здоровья — не только своего, но и окружающих.

 С какими трудностями Вы столкнулись в своей карьере?

— У меня двое детей. Материнство — большое событие в жизни, пожалуй, каждой женщины. И для меня оно стало огромным счастьем. Я удивляюсь тому, как быстро растут мои дети, искренне радуюсь успехам старшего, часто беру младшего с собой на работу и в интересные командировки. Однако совмещать ответственную деятельность в министерстве, в ВОЗ с семьей совсем непросто.

В профессии же, я считаю, все имеющиеся трудности делают нас сильнее. Ведь по большому счету нет вопросов, которые нельзя было бы решить. Я сталкивалась с проблемой языкового барьера, но справилась с этим. Где-то порой не хватало знаний о структуре и особенностях работы в ВОЗ, но и такие трудности оказались преодолимыми. Это позволило мне невероятно расширить свой кругозор и обрести глобальное видение проблемы общественного здравоохранения.

 Что Вы посоветуете современным студентам, чтобы достичь таких же высоких результатов?

— В первую очередь я бы посоветовала учить английский и другие иностранные языки. Несомненно, их знание — это окно в мир. Оно позволяет читать не только отечественную, но и иностранную литературу, публиковаться в зарубежных изданиях, участвовать в международных конференциях, путешествовать, общаться, заводить профессиональные и дружеские знакомства по всему миру. Каждый из нас сам является создателем своей судьбы. Дерзайте! При знании английского языка и наличии интернета у современных студентов огромные возможности. 

 Чем для Вас является Второй мед?

— Альма-матер. Второй мед — это то место, где закладываются основные этические принципы работы с пациентами. Несмотря на то что нынешние выпускники разительно отличаются от нашего выпуска и тем более от воспитанников вуза в советское время, их объединяет трепетное отношение к больному. А еще — осознание ответственности, которая лежит на плечах врача. У выпускника Второго меда не может быть чувства невыполненного долга перед пациентом, он обязательно сделает все от него зависящее на уровне как отдельного человека, так и страны или мира.