Заместитель декана педиатрического факультета, доцент кафедры факультетской хирургии № 2 лечебного факультета (ЛФ), кандидат медицинских наук, выпускник ЛФ 2002 года.
— Павел Юрьевич, расскажите, с чего начинался Ваш путь в профессию?
— В школе я увлекался биологией, активно участвовал в олимпиадах, часто побеждал. В какой-то момент понял, что мне интересна не только теория, но и практическая сторона этого предмета. В итоге решил поступать в медвуз.
Я из семьи врачей. Отец начинал с офтальмологии, а затем перешел в медицинскую психологию. Мама — пульмонолог, окончила Первый московский медицинский институт. Но я все же выбрал РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Понял, что как вуз, как медицинская школа он сильнее.
— Расскажите о своих наставниках: кто оказал на Вас наибольшее влияние?
— Я поступил в 1996 году, когда в Университете еще активно преподавали педагоги старой закалки. Им великолепно удавалось сохранять дух академизма, поддерживать высокий уровень медицинской школы. Все мы пронесли такой дух в себе, стали его последователями. И это во многом определило наш путь в качестве сотрудников Университета.
Главный мой учитель, а затем руководитель — академик Виктор Сергеевич Савельев. Выдающийся врач, ученый, один из основоположников российской сосудистой хирургии и флебологии. Сегодня его имя носит Российское общество хирургов.
Не могу не назвать академика Владимира Гавриловича Владимирова и профессора Светлану Алексеевну Заринскую с кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии педиатрического факультета. К ним в кружок по оперативной хирургии я пришел еще в начале второго курса.
Отмечу также сильнейшие преподавательские коллективы кафедр анатомии, химии, биохимии и биологии. Там работали педагоги с еще советским, очень серьезным отношением к преподаванию медицины.
Нам с товарищами очень повезло быть учениками этих замечательных преподавателей. Без сомнения, они внесли большой вклад в профессиональное будущее каждого из нас.
— Удавалось ли находить время на внеучебную жизнь?
— Я занимался водным поло, иногда играл в баскетбол в институтской команде, посещал тренажерный зал. Но больше всего времени, конечно, уходило на студенческую жизнь.
Те, кто работал в Студенческом научном обществе (СНО), руководил кружками, меня поймут. Объем работ колоссальный. К тому же в 1990-е все держалось практически на нашем голом энтузиазме. Мы занимались абсолютно всем, от переноски мебели до приглашения академиков и поиска хоть каких-то спонсоров.
Параллельно я уделял время науке на кафедре, готовил публикации. Первые статьи написал в студенческое время. А еще я достаточно активно дежурил в клиниках, и дежурства были насыщенными в плане хирургической практики. Очень благодарен за помощь и поддержку своим учителям — профессорам Виталию Анатольевичу Петухову и Максиму Робертовичу Кузнецову.
— Вы сразу определились с медицинским направлением?
— Как и все, на первом и втором курсах ходил по кафедрам и студенческим научным кружкам (СНК). Довольно быстро понял, что хирургия мне ближе всего, и начал действовать: стал кружковцем, участвовал в Пироговской олимпиаде, позже был старостой СНК. Затем возглавил хирургическую секцию нашего СНО, сам начал организовывать Пироговские конференции.
С третьего курса дежурил в хирургической клинике академика Виктора Сергеевича Савельева в Первой градской больнице имени Н.И. Пирогова.
Тогда же понял, что для полноценного профессионального развития мне необходим свободный английский, и за время учебы успел получить языковые сертификаты FCE и САЕ Кембриджского университета. А позже — сертификат переводчика с владением английской медицинской терминологией. Это позволило не только следить за актуальными научными публикациями, но также в дальнейшем выступать на международных конференциях и симпозиумах, читать лекции и проводить мастер-классы на английском языке.
— Как Вы пришли к сосудистой хирургии?
— Меня всегда привлекала эстетика, красота этих операций. Еще в студенческие годы я осознал, насколько увлекательны такие тонкие, почти ювелирные вмешательства в человеческий организм.
Сегодня основная сфера моих интересов — не столько сосудистая хирургии, сколько флебология. Определиться помогло счастливое стечение обстоятельств. На нашей кафедре эндоваскулярная хирургия развивалась как-то обособленно. Сначала я под руководством Максима Робертовича занимался открытыми артериальными операциями. А потом постепенно перешел к флебологии. Это даже не было моим осознанным решением. Просто появились в жизни нужные люди, нашлись технические возможности, и все сложилось наилучшим для меня образом.
После окончания Университета я довольно быстро защитил кандидатскую диссертацию, получил первый патент, активно публиковался и стал ассистентом кафедры.
— Сложно было выдерживать такой темп работы?
— Я был очень мотивирован — хотел развиваться, мечтал стать настоящим профессионалом. Благодаря активным дежурствам, насыщенной студенческой жизни и поддержке замечательных учителей к моменту окончания вуза у меня сложился четкий план дальнейшего развития.
С кафедры академика В.С. Савельева я пошел в ординатуру. Там получил возможность заниматься не только хирургией, но и научной работой. В результате успешно поступил в аспирантуру, за два года защитил кандидатскую диссертацию по теме профилактики реокклюзий артериальных анастомозов. Тогда же был получен первый патент — на методику диагностики проходимости артериальных анастомозов.
В дальнейшем меня пригласил на кафедру факультетской хирургии Московского факультета ее основатель Борис Валентинович Болдин, видный ученик академика Савельева, профессор, а также один из важнейших моих учителей.
Параллельно вышел целый ряд научных работ. Я старался использовать любые возможности, чтобы публиковаться, выступать на российских и международных конференциях, обмениваться опытом с коллегами. Уверен, что активная позиция очень важна не только для студента, но и для врача. Останавливаться нельзя.
— Помните, как прошла Ваша первая самостоятельная операция?
— Такое не забывается. Это было вмешательство по поводу острого восходящего тромбофлебита — классическая операция Троянова — Тренделенбурга. Все прошло отлично, пациент прекрасно восстановился.
Тут важно понимать, что в хирургическом коллективе клиники В.С. Савельева самостоятельная операция — это не нырок в омут с головой. Никто не выбрасывает вас за борт, чтобы научить плавать. Начинающий хирург работает под полным контролем наставника. Поэтому пациент находится в безопасности, риски для него сведены к минимуму.
— После завершения аспирантуры Вы сразу начали сочетать хирургическую и научную работу с административной деятельностью. Что Вам как специалисту дала такая многозадачность?
— Большие возможности для развития. Я вижу ситуацию с разных сторон, хорошо понимаю, как организован процесс медицинской помощи. А значит, могу быть продуктивнее и как хирург, и как преподаватель, и как администратор.
В разное время я занимал должность начальника отдела последипломного образования и заместителя декана Московского факультета РНИМУ под руководством непревзойденного организатора и патриота нашего вуза и педиатрии профессора Лидии Ивановны Ильенко. Был заместителем директора Геронтологического научного центра. Сейчас являюсь доцентом кафедры факультетской хирургии Университета и врачом хирургического сосудистого отделения. Также работаю хирургом по оказанию экстренной хирургической помощи в Центральной клинической больнице (ЦКБ) святителя Алексия. Не прекращаю научной работы, провожу мастер-классы для коллег.
— Расскажите немного о своей деятельности в больнице святителя Алексия. Каково работать в таком крупном многопрофильном учреждении?
— Я занимаюсь непосредственно медицинской деятельностью, также совместно с руководством клиники провожу мониторинг качества оказания медицинской помощи врачами-хирургами, травматологами больницы. Участвую в работе лечебно-контрольной подкомиссии и комиссии по изучению летальных исходов.
ЦКБ святителя Алексия — мощная клиника с широкими возможностями хирургической помощи. В ней прекрасно развито направление реабилитации пациентов, в том числе и после лечения сосудистой патологии. А главное, на базе больницы у нас с коллегами есть замечательная возможность постоянно совершенствоваться. Ведь сюда обращаются самые сложные сосудистые пациенты.
За годы работы нам удалось накопить бесценный опыт лечения таких больных. И он оказался очень востребованным. Мы постоянно проводим мастер-классы, на которые приезжают специалисты со всей страны. Интерес к нашим операциям, методикам и экспертизе стабильно высок.
Конечно, сейчас, на фоне ковидных ограничений, все немного затормозилось. Но мы надеемся на скорое возобновление учебных мероприятий.
— Какими достижениями Вы особенно гордитесь?
— Надеюсь, что подводить итоги еще рано. Впереди много планов, работа над новыми проектами идет полным ходом. Пока с радостью могу констатировать, что удалось добиться значимого прогресса в лечении варикозной болезни, тяжелых форм хронической венозной недостаточности. Особое внимание в работе уделяю сложным пациентам — пожилым, людям с трофическими язвами или тромбофлебитом.
Освоен целый ряд эндоваскулярных методик для венозных больных, в том числе с трофическими язвами. Активно занимаюсь их лечением, разрабатываю и провожу вмешательства на перфорантных венах. В частности, используя такие эндоваскулярные методики, как термическая, радиочастотная, клеевая облитерация.
Выполнен ряд больших научных проектов при поддержке грантов Российского фонда фундаментальных исследований, сделаны доклады на зарубежных конференциях.
Важная часть кафедральной деятельности — преподавание. Помимо работы со студентами и аспирантами, участвую в создании методических пособий для обучающихся и врачей. Стал соавтором национальных рекомендаций по эстетической флебологии. Вошел в состав редакционного совета журнала «Амбулаторная хирургия и стационарозамещающие технологии», индексируемого Scopus. Являюсь членом Ученого совета международного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
В качестве эксперта по эндоваскулярным методикам я провожу мастер-классы, делюсь накопленным опытом с докторами со всей России. Активная работа идет и со специалистами из столичных клиник, которые хотят освоить методы эндоваскулярного лечения.
— Расскажите подробнее о своей преподавательской деятельности. Как она изменилась с приходом пандемии?
— На кафедре мы занимаемся преподаванием абдоминальной и сосудистой хирургии. Также у нас читается уникальная дисциплина — это алгоритм диагностики хирургических болезней на амбулаторном этапе. В работе стараюсь использовать все лучшее, что передали мне мои учителя.
Конечно, с переходом на дистанционное обучение в учебном процессе произошли большие изменения. На мой взгляд, студенты много потеряли из-за удаленной формы работы. Они сейчас отстранены от пациента, от операционной. Это большая проблема.
Впрочем, есть и плюсы: можно больше внимания уделять теоретической подготовке, активнее использовать интерактивную форму обучения.
— Некоторые студенты испытывают трудности при выборе специальности. Есть и те, кто сомневается, стоит ли им вообще заниматься медициной. Что бы Вы им посоветовали?
— Учиться в медицинском вузе очень и очень сложно. Но если уж вы встали на этот путь, то сворачивать с него можно только после глубоких размышлений, с большой оглядкой.
Медицина — призвание. Это великое искусство, самое, наверное, продуктивное из всех. Возможность возвращать человеку здоровье, продлевать жизнь — бесценный дар. Об этом никогда нельзя забывать.
Если говорить о выборе специальности, то тут важно занять активную позицию. Походить по кружкам, присмотреться к разным вариантам возможного развития и обязательно учить английский язык.
В англоязычном интернете можно найти опросники для студентов-медиков. Они помогают выявить предрасположенность, определиться с выбором медицинской специальности.
— Нынешние студенты сильно отличаются от Ваших однокурсников?
— Разумеется. Они по-прежнему очень мотивированы, но у них много возможностей в плане информационного поиска, есть доступ к гораздо большему объему знаний. Они отлично адаптированы к цифровой среде, легко встраиваются в новые образовательные реалии.
Им уже не нужно, как нам когда-то, таскать связки книг из библиотеки. Они прекрасно ориентируются в цифровом пространстве. В этом смысле нам даже приходится догонять их. Вот, кстати, еще один плюс дистанционных технологий — возможность быстрого и продуктивного цифрового обмена.
— Какие еще вершины Вы планируете покорить?
— Планов много. Сейчас работаю над оптимизацией хирургической тактики у тяжелых венозных пациентов с трофическими расстройствами, венозными язвами, у возрастных больных и людей с сопутствующей тяжелой патологией.
Пациентов с обычной варикозной болезнью, как правило, ничего, кроме самих варикозных вен, особенно не беспокоит. А вот наши больные очень страдают. Им сложно социализироваться, тяжело даже просто выйти из дома. Они постоянно испытывают болевые ощущения в связи с трофическими язвами. Наша задача — выбрать такие методы, чтобы минимально травмировать больных и максимально улучшить качество их жизни.
Первые результаты этой работы нашли живой отклик среди коллег, они активно обсуждаются на российских и международных профильных конференциях. Ряд клиник уже внедрил наши наработки в практику. Все это доказывает остроту и актуальность выбранной проблемы. Но полностью она до сих пор не решена. Так что нам есть к чему стремиться.
Вообще, двигаться вперед нужно беспрерывно. Врач должен постоянно себя подстегивать, поддерживать мотивацию, получать новые знания и навыки, развиваться. Останавливаться нельзя.
— Какими еще качествами должен обладать хороший врач?
— Очень важно внимательно относиться к каждому пациенту. Да, пропускать через себя все в эмоциональном плане сложно и даже опасно. Но нужно быть максимально аккуратным и чутким. Не упускать мелочей, грамотно выстраивать диагностическую цепочку.
Врач должен быть внутренне порядочным человеком. Никогда не терять хладнокровия, оставаться разумным и здравомыслящим. В любой специальности голова, ум обязаны опережать руку. Каждое действие должно быть продуманным и выверенным.
Подходить к лечению пациента нужно, опираясь на полученные знания, собственный опыт и опыт учителей. И при этом следует обязательно учитывать современные рекомендации. А они постоянно обновляются, так что важно постоянно держать руку на пульсе.
Безусловно, ошибки случаются везде. Но в медицине они могут обернуться страшными последствиями. Поэтому так важна максимальная внутренняя ответственность, способность всегда и во всем следовать интересам пациента.
— Как достичь успехов конкретно в Вашем направлении?
— Как и в любом другом — только непрерывно совершенствуясь. Сейчас для этого есть все возможности. Движение вперед не должно останавливаться никогда — ни после окончания вуза, ни после ординатуры или аспирантуры.
Границы нашей медицинской вселенной беспрерывно расширяются. Объем знаний постоянно возрастает. Появляются новые возможности, методики, приемы, препараты, технические средства. Как говорится, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте».
В этом, на мой взгляд, заключается еще один важный плюс медицины как призвания. Единожды встав на этот нелегкий, но такой прекрасный путь, вы всегда будете иметь пространство для дальнейшего развития.