Лидия Ивановна Ильенко

Декан педиатрического факультета (ПФ) РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессор, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии № 2 ПФ, заслуженный врач РФ, выпускница ПФ 2-го МОЛГМИ 1975 года.

— В 2020 году самое важное событие на факультете 90-летие с момента его основания. С какими достижениями он подходит к этой дате?

— Я уже, наверное, считаюсь ветераном педиатрического факультета и могу с уверенностью сказать: история у нас славная. В России ни много ни мало 60 ПФ. Наш — самый первый. Мы с гордостью несем звание «первый» (за которым идет наименование «лучший») — и все 90 лет оно с нами. Наши выпускники гордятся тем, что они здесь учились. Все, кто сюда поступил, выбрали педиатрический факультет РНИМУ именно потому, что он первый и лучший.

За 90 лет ПФ возглавляли 18 деканов, в том числе: профессор Галина Андреевна Самсыгина — известный неонатолог; член-корреспондент РАМН Наталья Сергеевна Кисляк — основательница детской гематологии; профессор Евгений Петрович Кузнечихин — детский травматолог; академик РАН Наталья Валентиновна Полунина — организатор здравоохранения; профессор Галина Николаевна Буслаева, с которой мы вместе учились в институте, — моя предшественница на посту декана.

На кафедрах нашего факультета работают самые передовые и эрудированные преподаватели, высококвалифицированные и профессионально грамотные врачи, ведущие и всемирно известные ученые по всем направлениям теоретической и практической медицины, в том числе педиатрического, терапевтического, хирургического и узкого профиля. И конечно, все они являются педагогами. Это очень важно, можно быть хорошим врачом и не быть учителем: передача знаний в педиатрии — не только «технологический процесс», то есть от одного человека к другому. Мы передаем нашим студентам еще и ремесло, отношение к профессии и компетенции. Я с уверенностью могу сказать, что у нас лучшие педагоги.

За всю огромную историю факультета здесь работали уникальные харизматические лидеры направлений, основатели научных школ, которые много сделали для развития различных отраслей педиатрии. Эти классические взгляды, труды, подходы мы ни в коем случае не должны утратить. Напротив, мы будем продолжать их развивать в соответствии с современными достижениями в медицине.

В настоящий момент на факультете работают 12 академиков и членов-корреспондентов РАН. Среди них: Василий Федорович Учайкин, автор учебников по детским инфекциям, основатель научной школы, президент Ассоциации педиатров-инфекционистов, академик РАН; Галина Михайловна Савельева, почетный заведующий кафедрой акушерства и гинекологии, академик РАН, Герой Труда РФ, известный во всем мире специалист; Игорь Иванович Затевахин, основатель школы сосудистых хирургов, заведующий кафедрой факультетской хирургии, академик РАН; Евгений Иванович Сидоренко, ведущий детский офтальмолог, заведующий кафедрой офтальмологии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, член-корреспондент РАН; Александр Григорьевич Чучалин, заведующий кафедрой госпитальной терапии, лидер респираторной медицины и создатель терапевтической школы, выпускник ПФ Университета, и многие другие.

— Почему вообще возникла необходимость в создании педиатрического факультета?

— Создание педиатрического факультета в нашей стране было вызвано суровой реальностью, которая характеризовалась крайне неблагоприятными показателями здоровья детей и женщин: к середине 30-х годов прошлого века уровень младенческой и материнской смертности оставался высоким. Каждый четвертый родившийся ребенок умирал, не прожив первого года. В связи с этим назрела необходимость создать систему охраны материнства и младенчества, включающую в себя наряду с открытием медучреждений подготовку кадров для оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. Поэтому особенно остро встал вопрос об организации специального факультета. И в 1930 году впервые в мировой практике в медицинском институте появился факультет охраны материнства, младенчества и детства. Набор на 1-й курс завершился 1 октября. Потребность в педиатрах была столь высока, что в 1932 году состоялся выпуск врачей за счет привлечения студентов старших курсов, обучавшихся на лечебном факультете. Среди первых выпускников была и Нина Ивановна Нисевич — академик РАМН. Ее имя золотыми буквами вписано в историю Университета.

Наш ПФ явился родоначальником аналогичных факультетов в РФ (в 37 вузах), в странах СНГ, а также последипломного педиатрического образования во всех странах мира.

— В начале XXI века в России сложилась ситуация, когда педиатрическое образование было под вопросом: предлагалось перейти на западный образец системы здравоохранения, передав функции детских докторов врачам общей практики. Почему, на Ваш взгляд, этого делать нельзя?

— Этого нельзя делать по той простой причине, что студенты педиатрического факультета, начиная с первых дней обучения, уже ощущают себя будущими детскими врачами. На кафедре нормальной анатомии они изучают особенности не только ребенка, но и нашего внутриутробного пациента. На кафедре правоведения студенты узнают о законах (причем представленных в разных документах), которые защищают детей. Будущие педиатры также постепенно привыкают к мысли, что ребенок — это не маленький взрослый, а развивающийся организм. Врач должен хорошо знать этапы формирования человека, начиная с внутриутробного развития. Таким образом, к тому времени, когда наши студенты дойдут до клинических кафедр и станут изучать собственно клинические педиатрические дисциплины (пропедевтику детских болезней, факультетскую педиатрию, детскую хирургию и так далее), они уже много знают о ребенке. Подчеркну: в ходе получения базового образования педиатрия изучается не как предмет, а как образ мыслей, жизни и даже как политика. Мы должны не только лечить, но и вырастить здорового ребенка. Вот в этом и заключена основная миссия педиатра. Каждый день он решает множество глобальных вопросов: «Что надо сделать, чтобы конкретный ребенок вырос здоровым?», «Как помочь тому, кто родился с патологиями, чтобы максимально скомпенсировать его состояние, чтобы он меньше болел и не стал инвалидом?» Поэтому обучение по педиатрическому профилю ведется с 1-го курса. Этого нельзя сделать даже за год или два, а тем более за двухнедельный цикл по детским болезням. У нас же и непедиатрические кафедры имеют особую программу для преподавания студентам ПФ. Например, Александр Вячеславович Сажин, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой факультетской хирургии № 1 лечебного факультета, написал учебник по общей хирургии для учащихся на ПФ. Кафедры терапевтического профиля, где обучаются наши студенты, обязательно обращаются к самому главному вопросу: практически все «взрослые» болезни, за исключением травмы, чаще всего имеют свои корни в раннем возрасте. Поэтому педиатры могут сыграть свою роль в профилактике целого ряда социально значимых заболеваний. Зная это, мы добились того, что даже непрофильные кафедры имеют отдельные программы для студентов нашего факультета, максимально насыщая их педиатрическими составляющими.

— Можно ли утверждать, что педиатрическое сообщество по духу тоже отличается?

— Конечно. Отличаются даже студенты: когда заходишь в группу, можно сразу определить, что перед тобой — будущие педиатры. Мы с первого курса учим их особому медицинскому стилю и правилам поведения, необходимым врачу. Будущие педиатры часто находятся в больницах, где лежат тяжелые дети, от которых не отходят родители, пребывающие в состоянии постоянного стресса, и поэтому студенты должны знать, как с ними общаться. Безупречное поведение и медицинский стиль они обязаны демонстрировать везде — это самое главное. При общении с пациентами значение имеет все: как вы ходите, как одеты и даже как пахнете, не говоря уже о том, как вы начинаете разговор с родителями. В идеале — когда врач и родители становятся креативной организацией, которая создается не только для того, чтобы вылечить ребенка от конкретного заболевания, но и чтобы дальше его вести, наблюдать за его здоровьем. Если у маленького пациента есть свой доктор, можно сказать, что ему очень повезло.

05

— Будущие педиатры — какие они?

— Начну издалека: раньше в школе были вожатые, ими могли стать даже пятиклассники, готовые отдать свое свободное время первоклашкам, чтобы научить, как надо заниматься и правильно себя вести, рассказать о своих ошибках. А если человек не хочет воспитывать, помогать маленьким, руководить ими, его никогда не назначат на такую должность. Поэтому в вожатые идут далеко не все, только по велению сердца. И как раз эти люди наиболее близки к педагогическому и педиатрическому образованию. Такие ребята обладают соответствующими душевными качествами, а также нестандартным мышлением. Наблюдая долгие годы за студентами, я не могу с уверенностью сказать, как формируется особая душевная чуткость. Иногда это ребята из многодетных семей или, наоборот, те, кто растет один, но очень сожалеет, что у него нет родных братьев или сестер. Мне кажется, что это все-таки внутренняя потребность — помогать детям и заботиться о них. С каждым годом у нас становится все больше студентов, которые приходят сразу на педиатрический факультет, подтверждая свой уверенный выбор подлинниками документов об образовании и согласием на зачисление. Это говорит о том, что они не рассматривают ПФ на крайний случай (если не поступят на лечебный), и свидетельствует о душевной зрелости и мотивации будущих врачей.

— Лидия Ивановна, расскажите, как Вы воспитываете будущих детских врачей?

— В Университете хорошо развита внеучебная деятельность. На нашем факультете традиционно особенно много (не менее 20 %) студентов с певческой, музыкальной, хореографической подготовкой. В течение года у нас проводятся культурно-массовые мероприятия разной направленности согласно плану, которому мы строго следуем. Кроме того, мне бы хотелось рассказать о таком разделе работы, как программа «Здоровый ребенок — семье, здоровый ребенок — Москве, здоровый ребенок — России и всему миру!». Студенты о ней знают. Эта достаточно обширная программа направлена на улучшение взаимодействия между врачами и родителями детей, которые родились с различными факторами перинатального риска. Мы проводим для них как официально утвержденные нашим государством праздники, так и те, которые сами захотим. Например, организуем концерт с поздравлениями и добрыми пожеланиями мамам. Особенность этого мероприятия в том, что артисты — те дети, которых мы вылечили и выходили, потому что они родились с низкой или экстремально низкой массой тела. На клинических базах Университета помогают таким пациентам догнать своих сверстников в развитии, и наступает момент, когда их силами можно организовать концерт.

Есть праздники, которые мы отмечаем из года в год: например, День матери, Международный день преждевременно родившегося (недоношенного) ребенка, который традиционно проводится 17 ноября, День защиты детей. Мы также устраиваем свои мероприятия в Неделю грудного вскармливания (первая неделя августа). Формат их может быть разным, но неизменно организуем встречи с врачами — ведущими специалистами в своей области: лекции, консультации, вечер вопросов и ответов. Концерты, в которых участвуют и наши талантливые студенты, тоже особенные. Принимая во внимание тот факт, что современные молодые матери, будучи маленькими, мало играли игрушками, уже в шестимесячном возрасте получая в руки мобильный телефон или гаджет.

К сожалению, традиции воспитания детей сегодня практически утрачены. Современные мамы зачастую не знают ни одной колыбельной, ни одного ритмического стиха или песенки. Поэтому мы сегодня проводим так называемые развивающие концерты, где участвуют наши талантливые студенты, на которые приглашаем фольклорный ансамбль, исполняющий колыбельные, потешки, частушки. Ритмическая музыка для маленьких пациентов имеет большое значение. По нашим наблюдениям, для выхаживания недоношенных детей важную роль играет не фортепианная, а именно скрипичная музыка. И когда на этих праздниках играет на скрипке наш маэстро, родители видят, что ребята, даже малыши с синдромом Дауна, задержкой развития, реагируют моментально. Более того, они слушают концерт с большим удовольствием. Родители, наблюдая за их реакцией, начинают использовать музыку в воспитании детей, сами поют им колыбельные. И мы, врачи, через некоторое время видим плоды нашей просветительской работы.

— Лидия Ивановна, почему Вы остановились именно на педиатрическом факультете?

— Я как раз из категории вожатых. Тем не менее после окончания школы передо мной стоял выбор: журналистика, ветеринария или педиатрия. В итоге я решила стать детским врачом. Когда я пришла в институт, родной 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, помимо учебы, сразу начала заниматься общественной деятельностью. Председателем студенческого профкома у нас был Александр Григорьевич Румянцев, ныне академик РАН, президент НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева и Национального общества детских гематологов и онкологов. Под его руководством я сначала была руководителем учебно-воспитательной комиссии, которая отвечала за успеваемость студентов, а потом занималась направлением, посвященным их здоровью. Каждый учащийся, у кого имелись подобные проблемы, попадал в поле зрения профсоюзного комитета.

— Как Вы выбрали неонатологию?

— Я занима лась на кафедре Вячеслава Александровича Таболина, академика РАМН, который создал неонатологию как направление, посещала студенческий научный кружок (СНК) кафедры госпитальной педиатрии № 1. Поэтому в выборе специализации у меня не было других вариантов. (Улыбается.). Кстати, я рассматривала для себя направление по организации здравоохранения — некоторое время посещала СНК этой кафедры, но неонатология все же перевесила.

01

— Вся Ваша профессиональная деятельность связана со Вторым медом, и Вы можете сравнить разные поколения студентов. Чем они отличаются?

— У современных детей преобладает клиповое мышление, что значительно затрудняет процесс получения знаний. Они не владеют эффективными навыками чтения: не могут, например, прочитав главу, закрыть книгу и пересказать материал. А как же получать образование в медицинском институте? В помощь им я в свое время в соавторстве с Надеждой Михайловной Филичкиной написала брошюру «Как учиться эффективно» — это был мой ответ ЕГЭ, потому что этот экзамен полностью нивелирует анализ прочитанного. Я утверждаю, что ум и память — как мышца, которую можно натренировать. Некоторые первокурсники могут сначала прочитать и пересказать один абзац, другие — половину страницы. Ничего страшного! В своей брошюре я разбираю виды чтения и объясняю, что необходимо понять изложенный материал, а это можно сделать, только вчитавшись в текст, а не просто скользить глазами по книге. Более того, надо в себе воспитать любовь к литературе, к самому процессу чтения, потому что информация, полученная из издания, — это сведения, добытые самостоятельно, что важно. Все это следует формировать, а мои студенты хорошо знают, что любая привычка вырабатывается в среднем за 21 день. Спустя это время они, при условии ежедневных занятий, будут уже читать внимательно, анализировать прочитанное и пересказывать. Потом их ждет следующий этап — суметь критически осмыслить то, что прочитал. Но это уже прерогатива старших курсов. Всему перечисленному можно научить.

Детский врач должен нравиться, вызывать доверие. Иначе говоря, надо покорить пациента манерой говорить, выглядеть. Только доверие к врачу сделает лечение наиболее эффективным. Доктору, особенно педиатру, необходимо быть обаятельным, умным, добрым. Он должен уметь внимательно слушать и хорошо говорить: настроить на оптимистический лад, не сказав при этом ничего лишнего. Ведь даже при самом тяжелом прогнозе у ребенка можно найти что-то позитивное для родителей. На педиатрическом факультете мы как раз придаем большое значение прогнозу, профилактике и реабилитации маленьких пациентов. Это прогностический сценарий развития ребенка — для всех его органов и систем, включая его психику. Родители должны понимать особенности их малыша. Важно создание индивидуальной траектории для его развития и воспитания. Все это нужно знать будущим врачам, поэтому брошюра «Как учиться эффективно» и была написана. Она выдержала не одно издание, ее раскупали студенты, аспиранты и их родители. В свое время брошюра публиковалась из номера в номер в нашей «Университетской газете», и учащиеся с удовольствием ее читали.

— Вы сказали, что прежние и нынешние студенты отличаются умением читать. Важна ли для воспитания будущего детского врача художественная литература?

— Разумеется. Именно чтение делает человека образованным. Есть даже списки: например, «100 книг, которые должен прочитать интеллигентный человек». Сто изданий — это не так много. Я не требую, чтобы студент прочитал все эти книги за годы обучения. Он хотя бы должен знать о таком списке — пусть это будет долгосрочной программой. Я хочу, чтобы будущие врачи задали себе вопрос: «Как мы можем себя называть интеллигентными людьми с университетским образованием, не читая книг?» Отдельно нужно остановиться на художественной литературе, которую обязательно должен прочитать педиатр. Например, книга Анатолия Алексина «Раздел имущества». Это ода бабушке.

Вообще, «институт бабушек» — важное звено в воспитании здоровых детей. Если у человека есть бабушка, считай, что в его распоряжении собственная армия. Это важный ресурс, на который мы, врачи, тоже должны опираться. У бабушек больше времени на уход за ребенком, когда, например, он болеет. Они владеют всей информацией, могут ответить на любой вопрос, потому что наблюдают того, кого любят, и подмечают абсолютно все детали развития и состояния здоровья. К сожалению, нередко молодые семьи не хотят ни под кого подстраиваться, им легче обратиться к постороннему человеку, к помощницам. Часто можно видеть такую картину: няня сидит и делает себе маникюр, ребенок предоставлен сам себе, а ей все равно. Бабушка — это совсем другое. И если у нас такой институт будет расширяться, то и показатели здоровья детей улучшатся. Произведение Анатолия Алексина — это и гимн бабушке, и наглядное пособие, как нужно ухаживать за ребенком, реабилитировать его, даже если диагноз очень тяжелый.

Так что хочется обратиться к молодому поколению врачей — читайте книги, которые облагораживают душу, воспитывают, возвышают, читайте много!

— В XXI веке наш педиатрический факультет продолжает удерживать лидерские позиции. На Ваш взгляд, в чем секрет?

— Во-первых, абсолютно все кафедры занимались разными научными изысканиями, помимо преподавательской работы. Например, Наталья Сергеевна Кисляк, заведующая кафедрой факультетской педиатрии, член-корреспондент РАМН, внесла большой вклад в детскую гематологию. По ее инициативе было открыто первое отделение для пациентов с заболеваниями крови в Морозовской больнице. Вячеслав Александрович Таболин, повторюсь, стал основателем неонатологии, а также много занимался наследственными болезнями. С разработок нашей кафедры пропедевтики детских болезней под руководством члена-корреспондента РАМН Андрея Владимировича Мазурина берет свое начало такое важное направление, как детская гастроэнтерология. Учителем многих поколений детских неврологов стал Левон Оганесович Бадалян — академик РАН. Как видите, что ни кафедра, то научная школа. И это закономерно: у каждого должна быть своя научная задача; достижения — наше достояние.

Во-вторых, в клиниках концентрируются дети с самыми тяжелыми патологиями. Неслучайно именно на нашей клинической базе в ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова появилось первое отделение патологии новорожденных, вдохновителями создания которого были профессор Мария Федоровна Дещекина, проработавшая деканом педиатрического факультета 14 лет, и известный неонатолог Клара Георгиевна Карасева. Всегда на передовых позициях наши хирурги: они впервые стали оперировать совсем маленьких детей — новорожденных, недоношенных. Ребенок требует особого отношения, это продиктовано особенностями его лечения — и терапевтического, и хирургического. Так сформировалась научная школа на базе первой в стране кафедры детской хирургии, которой более 40 лет руководил Юрий Федорович Исаков — академик РАН, ведущий хирург. Огромный вклад в это направление внесли выдающиеся кафедральные сотрудники, в том числе: академики РАМН Эдуард Александрович Степанов, Виктор Аркадьевич Михельсон, профессора Вячеслав Иванович и Алексей Вячеславович Гераськины, Татьяна Васильевна Красовская и сегодняшний лидер направления — член-корреспондент РАН Александр Юрьевич Разумовский.

В-третьих, многое зависит и от финансовых вливаний: чем больше денег вкладывается в педиатрию для покупки современного достойного оборудования, в расширение лабораторной базы, генетических исследований, тем лучше будет результат.

07

— Есть ли такие примеры, когда педиатрический факультет действительно повлиял на практическую медицину?

— Одно из наиболее значимых достижений последнего времени педиатрического факультета — создание и проведение Ежегодной московской городской конференции «Лекарство и дети», посвященной актуальным вопросам клинической фармакологии и педиатрии, которая впервые состоялась три года назад. Миссией ее была идея «повернуть лицом» Министерство промышленности и торговли, которое отвечает за отечественное фармацевтическое производство, к запросам всех специалистов, оказывающих помощь детям. В результате дело сдвинулось с мертвой точки, и сейчас мы вместе с технологами разрабатываем восемь новых препаратов. С нашей подачи уже выпущены детские ректальные обезболивающие свечи — они очень нужны. Отмечу, что для детей могут использоваться определенные лекарственные формы: свечи, растворы, в том числе для сублингвального применения.

Практически все наши кафедры принимают участие в этой работе, у нас заключен договор с Государственным институтом лекарственных средств и надлежащих практик (ГИЛС и НП), который имеет свою базу для приготовления препаратов. Технологи ГИЛС и НП прониклись желанием помочь врачам, дав им в руки детские формы необходимых лекарств, и надеемся, все вместе мы сумеем помочь и маленьким пациентам!

— Лидия Ивановна, какие поздравления Вы хотели бы передать в связи с юбилеем факультета?

— Всем, кто работает на педиатрическом факультете, мне хочется пожелать одного — осознания важности этой миссии: подготовки следующего поколения педиатров. Может быть, все мы, педагоги, родились для того, чтобы не просто лечить детей, а воспитывать будущих детских врачей! И мне очень хочется, чтобы все преподаватели, не только профильных педиатрических дисциплин, но и фундаментальных (физики, философии и т. т.д.), тоже ощущали себя людьми, которые заняты благородным, очень важным и ответственным делом — подготовкой педиатров. Потому что именно в руках детских врачей находится будущее страны, а следовательно, наш ПФ — факультет стратегического значения!