Анатолий Иванович Федин

6 октября 2020 года Анатолий Иванович Федин, профессор, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой неврологии ФДПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, отметил свой 80-летний юбилей.

— Почему Вы решили стать врачом?

— Наверное, кто-то распорядился свыше. В моей семье не было врачей, но уже в раннем детстве мне нравилось бинтовать свои игрушки. Также в школе я принимал участие в работе детских санитарных дружин (да, такие были). Мы учились бинтовать, накладывать шины при переломах, пользоваться носилками. Однажды меня даже наградили книгой, в которой была надпись: «Толе Федину за победу в смотре детских санитарных дружин».

После школы я неожиданно получил двойку на вступительном экзамене в Первый медицинский институт и стал учиться в медучилище. Это был подарок судьбы, потому что я окончил его с отличием и начал работать фельдшером в московской скорой помощи. Там я обучился настоящей медицине критических состояний, что потом сформировало мою врачебную деятельность.

— Со скольких лет Вы начали работать выездным фельдшером, и что разрешалось делать? Помните ли интересные случаи из той практики, которые оказали на Вас влияние?

— Я начал работать выездным фельдшером с 19 лет. В то время в Москве бригад было мало, всего семь подстанций в разных районах города, и я работал на центральной подстанции около «Склифа», как мы называли Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. На дом практически не выезжали, только на домашние травмы. Я был на месте множества аварий, в том числе самолетов, трамваев, машин, видел искалеченных людей. Иногда приходилось работать в тяжелейших условиях. Это было время зарождения скорой специализированной помощи, инфарктных, противошоковых, инсультных бригад, подразделений при остром отравлении.

Администрация направила меня в инсультную бригаду, которая была создана в 1962 году по инициативе невролога академика Николая Кирилловича Боголепова. Именно он в последующем стал моим учителем в области неврологии. Работа в бригаде сформировала интерес к этому разделу медицины: я впервые увидел инсульты, эпилептический статус. Эпистатус потом даже стал темой моей кандидатской диссертации. Основной набор больных для исследования я осуществил в скорой помощи, и моя первая научная публикация была в журнале «Фельдшер и акушерка». Именно здесь я фактически стал реаниматологом, так как научился интубации трахеи, проведению искусственной вентиляции легких и коррекции жизненно важных функций.

Фото 2. Федин Кафедра Н.К.Боголепова

— По какой причине Вы выбрали Второй медицинский для продолжения учебы?

— Там открылся вечерний лечебный факультет, и я поступил туда через два года после начала работы в скорой помощи.

— Почему выбрали вечернее, а не обычное (дневное) обучение?

— Чтобы совмещать учебу с работой. В течение трех лет мы посещали вечерние занятия, а с четвертого курса начали учиться в дневное время как обычные студенты. Тогда я стал брать суточные дежурства в выходные дни или ночные в будни, то есть по 10 смен в месяц. Несмотря на нагрузку, даже успевал участвовать в студенческой жизни института.

— Какое у Вас было первое впечатление от вуза?

— Во Второй мед я сразу влюбился. Может, звучит пафосно, но это был храм науки на Малой Пироговке, в историческом здании и аудиториях. С первых курсов мне запомнились академик Алексей Алексеевич Покровский на кафедре биохимии и Эммануил Маркович Коган, в то время доцент кафедры гистологии.

— Что для Вас было самым сложным в процессе обучения?

— Сложно приходилось, когда мы перешли на дневное обучение. После дежурств на скорой трудно было сосредоточиться на утренних занятиях, но учеба давалась мне легко: в основном на экзаменах получал пятерки, реже — четверки. В аттестате были только две тройки: по гистологии — из-за того, что экзамен проходил на следующий день после моей свадьбы и я не успел подготовиться, и по отоларингологии, потому что во время сдачи я чем-то не понравился женщине-экзаменатору, и она поставила необъективную оценку.

— Расскажите о своих преподавателях: кто Вам больше запомнился?

— Яркие впечатления на всю жизнь у меня остались о корифеях института того времени: патологоанатоме Ипполите Васильевиче Давыдовском, кардиологе Павле Евгеньевиче Лукомском, урологе Антоне Яковлевиче Пытеле и отоларингологе Борисе Сергеевиче Преображенском.

— Кого Вы считаете своим учителем и наставником?

— Первым учителем в области неврологии для меня стала профессор Людмила Григорьевна Ерохина. Она руководила студенческим научным кружком на кафедре нервных болезней, куда я пришел на четвертом курсе. Всех нас она влюбила в неврологию, была великолепным клиницистом, проводила запоминающиеся разборы больных. Позже у нее я защитил свою первую студенческую работу.

На эту же кафедру я пришел, когда поступил в ординатуру Второго меда. Своими знаниями по экстренной неврологии я отличался от других ординаторов, поступивших сразу после вуза. Это, по-видимому, заметил и заведующий кафедрой академик Николай Кириллович Боголепов. Его я почитаю как своего основного учителя в области неврологии, который после семи месяцев ординатуры перевел меня в аспирантуру, а через два года, до защиты кандидатской, — в ассистенты. С 1971-го у меня начался преподавательский стаж. С огромной благодарностью я также вспоминаю своего наставника — заведующую неврологическим отделением в Первой градской больнице Майю Львовну Федорову, врача с большим практическим опытом.

— Как Вы проводили свободное от учебы время?

— Моим хобби было посещение Ленинской библиотеки, где я прочитал все основные книги неврологических классиков и новые переводные монографии иностранных авторов. Эти издания во многом сформировали мое клиническое мышление.

— А занимались ли Вы в студенческие годы спортом или творчеством?

— Спорт всегда был со мной — начиная со времен медицинского училища, где обучались 200 девушек и всего 25 ребят. Нашу мужскую команду выставляли на все спартакиады, поэтому я занимался легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, беговыми лыжами. Но моим любимым увлечением был настольный теннис, я даже стал чемпионом среди работников скорой помощи.

Освоил я и подводное плавание с аквалангом. В то время такое увлечение в нашей стране только зарождалось, и мне было очень интересно увидеть подводный мир. Первые погружения прошли на Черном море, в районе Судака. Позднее стали нравиться горные лыжи, а моя жена увлекла меня большим теннисом.

— Какие хобби у Вас есть сейчас?

— Я посещаю концерты оперных певцов, а также работаю в саду на даче.

— Поддерживаете ли Вы связь со своими однокурсниками и друзьями по учебе?

— Моими друзьями были уже ушедшие из жизни проректор по учебной работе Второго меда Владимир Гаврилович Владимиров и главврач московской скорой помощи Игорь Семенович Элькис.

— Важна ли, по Вашему мнению, Ассоциация выпускников для сотрудников Второго меда?

— Ассоциация очень важна: я вижу, какую большую работу ведет эта организация при финансовой поддержке ее руководителей. За это им большая благодарность. Также она помогает учащимся в выборе их направления деятельности, их профессиональной ориентации. Известно, что какая-то часть студентов, относительно небольшая, занимается в научных студенческих кружках. Это нужное и полезное движение, но основная масса учащихся о будущей работе имеет смутное представление. Именно встречи с успешными выпускниками и их рассказы о своей деятельности, достижениях и трудностях специальности действуют более убедительно и мотивируют студентов осваивать выбранное направление еще во время учебы в Университете.

— Когда-нибудь Вы жалели о выборе профессии?

— Никогда! Я горжусь своей профессией. Неврология за последние десятилетия достигла потрясающих успехов, это касается фундаментальных исследований, новых методов диагностики и лечебных технологий.

— Почему по окончании учебы Вы не стали просто работать врачом, а предпочли активно заниматься научной деятельностью, преподавать?

— Научная работа меня увлекла еще в студенческие годы и помогла сформироваться как практикующему неврологу. Мне приходится, как и многим коллегам из других профессий, одновременно быть преподавателем, ученым и врачом. На первое место я ставлю врача, ежедневно консультируя больных, а научные знания позволяют назначать современное обследование и лечение. Я заведую кафедрой последипломного образования, и свои знания передаю практикующим неврологам. Сейчас эти возможности в связи с появлением дистанционного образования значительно расширились. Рекордом моей дистанционной лекции стало участие в ней 980 врачей. Раньше такое было невозможно.

— Что Вы считаете важным в преподавании неврологии, какие основные методики используете?

— Практическую направленность знаний. У многих врачей еще со студенческих пор сложилось впечатление, что наш предмет достаточно трудный. Но искусство преподавательской деятельности и состоит в том, чтобы о сложном говорить доступным и понятным языком, поэтому более пяти лет я читаю лекции в интернете на Первом медицинском канале. Там у меня была школа по амбулаторной неврологии, а сейчас — авторская междисциплинарная программа. Здесь читают лекции врачи почти всех специальностей, ежегодно проводится дистанционное голосование по выбору победителя. Четыре раза подряд медики включали меня в топ-10 лучших лекторов канала, и это очень приятно.

— У Вас за плечами свыше 500 научных статей, монографии, работа главным врачом, сейчас вы заведующий кафедрой. Как все успеваете?

— До того, как я стал заведующим кафедрой, я преподавал и занимался в институте большой общественной деятельностью: почти пять лет, в 1980-х, был проректором по учебной работе. В 1987 году организовал на факультете усовершенствования врачей кафедру неврологии, с тех пор являюсь ее заведующим. Также 16 лет я был главным неврологом Департамента здравоохранения Москвы, где организовал структуру неврологической службы города, которая действует и в настоящее время.

После ухода оттуда в течение пяти лет мне пришлось одновременно с работой на кафедре быть главным врачом больницы Святителя Алексия Московской патриархии. Это уникальное, единственное в стране церковное стационарное лечебное учреждение. За данную работу к столетию клиники меня наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Святого Даниила Русской православной церкви.

В 2009–2011 годах был проректором нашего Университета. А в 2014-м организовал ежемесячную российскую газету «Новости неврологии» и интернет-портал «Невроньюс», главным редактором которых я с тех пор и являюсь. Эти информационные издания позволяют врачам следить за событиями в неврологической жизни страны и получать дополнительное медицинское образование. В 2019 году мой труд был отмечен Почетной грамотой Президента Российской Федерации.

Успевать везде мне помогает правильная организация рабочего времени и отдыха, а также переключение эмоций на разные виды деятельности.

— Сколько врачей приходит учиться к Вам на кафедру ежегодно?

— В разные годы — от 300 до 500 неврологов.

— Что удалось сделать за годы работы заведующим?

— На этот вопрос трудно коротко ответить. О том, что кафедра стала одной из самых популярных в стране в области последипломной неврологии, свидетельствует география курсантов, включающая почти все регионы страны.

— Вы посвятили годы жизни изучению острых и хронических форм цереброваскулярной болезни, амбулаторной неврологии, эпилепсии. Почему в свое время выбрали именно эти направления?

— Работа в скорой помощи и знакомство с медициной критических состояний определили мой научный интерес, прежде всего к инсульту и эпилептическому статусу. Первое, что я начал развивать, еще будучи ассистентом на кафедре Николая Кирилловича Боголепова (и потом, когда кафедрой стал заведовать академик Евгений Иванович Гусев), — неврологию критических состояний. В реанимационном отделении Первой градской больницы я организовал нейрореанимационный блок. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию об эпилептическом статусе, а в 1983-м — докторскую, посвященную тяжелому инсульту. Также в 1973 году с Николаем Кирилловичем мы опубликовали первые в стране методические рекомендации по интенсивной терапии при острых нарушениях мозгового кровообращения в реанимационном отделении.

В дальнейшем, когда я был назначен на должность заведующего кафедрой, мой коллектив стал заниматься научной разработкой хронических форм цереброваскулярной болезни и профилактикой инсультов, поскольку выявление ранних форм этого заболевания и внедрение научно обоснованного с позиций доказательной медицины алгоритма их лечения могут способствовать профилактике инсультов. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

В настоящее время особое внимание кафедра уделяет научной разработке вопросов амбулаторной неврологии как важного звена оказания помощи неврологическим пациентам. Эта ниша научных знаний пока не заполнена. В основном коллективы научных институтов и кафедр занимаются изучением так называемой большой медицины у стационарных больных. Но малая медицина амбулаторной практики не менее важна. По результатам этой работы в 2019 году я опубликовал монографию «Амбулаторная неврология».

Фото 1. Федин Скорая помощь

— Вас награждали премией Правительства Российской Федерации «За создание и внедрение в медицинскую практику антиоксидантных препаратов для лечения и профилактики цереброваскулярных болезней». Какими еще успехами в этом плане вы гордитесь?

— Премией правительства страны в области науки и техники меня наградили в 2003 году в составе группы ученых, занимавшихся разработкой и внедрением отечественного лекарства «Мексидол». А до этого, в 2002-м, мы вместе с коллективом врачей также получили премию мэра Москвы за организацию санаторного долечивания больных с последствиями инсульта. Был я отмечен и премией имени В.В. Закусова Академии медицинских наук за разработку научных вопросов применения антиоксидантов в неврологии. Это произошло в 2013 году.

— У большинства студентов в процессе обучения наступает период, когда они начинают сомневаться в выборе дальнейшей специальности и медицины как таковой. Что бы Вы им посоветовали?

— У меня сомнений в выборе профессии не было, но у многих, особенно в настоящее время, они есть. Труд врача в нашей стране недооценен, как в моральном, так и материальном плане, и студенты это видят. Правда, в последнее время в связи с пандемией COVID-19 все поняли, как важны медики. Те, кто работает в «красной» зоне больниц, действительно являются героями нашего времени. Даже не в госпиталях для лечения пациентов с COVID-19 и поликлиниках многие врачи заразились этой инфекцией. Немало учащихся старших курсов медвузов также работало в медицинских учреждениях, и за это им большая благодарность. Надеюсь, что материальное обеспечение медработников изменится к лучшему.

— Чем, на Ваш взгляд, отличаются Ваши сокурсники от нынешних студентов?

— Конечно, нынешнее поколение студентов совсем другое, нельзя говорить — лучше оно или хуже, просто другое. Прежде всего потому, что произошла революция в информатизации: сейчас доступны такие формы обучения, которые даже трудно было представить в мое студенческое время, да и позже, вплоть до 2000-х годов. Новое поколение студентов более коммуникативное, свободное в общении, не скованное ранее имевшимися социальными догмами. Оборотная сторона заключается, к сожалению, в снижении у многих внутренней культуры, что отражается в их поведении и одежде на занятиях.

— В настоящее время в Университете функционирует программа двойного диплома, отучившись по которой можно получить свидетельства об окончании вуза российского и европейского образцов. Если бы Вы поступали сейчас, воспользовались бы такой возможностью?

— Программа двойного диплома, судя по количеству студентов на данном факультете, — пока «штучная» работа. Это выход для тех, кто с самого начала ориентируется на деятельность в других странах. Для основной массы студентов такое не нужно, так как они будут работать в России.

Я считаю правильным, что мы не стали внедрять в медицинское образование принципы Болонского процесса. Наша система здравоохранения не может переходить на подготовку бакалавров и магистров, и это и не нужно.

— Какими качествами должен обладать хороший врач?

— Прежде всего он должен сопереживать своим пациентам, хотя в условиях массового потока это делать трудно. Обязан хороший практикующий врач обладать терпением и выдержкой, потому что общаться приходится с больными людьми и пациентами с низкой культурой. И в целом медик должен быть интеллигентным человеком: следить за своим внешним видом и манерой общения.

— Что Вы посоветуете современным студентам, чтобы достичь высоких результатов?

— Постоянно учиться. Я до сих пор этим занимаюсь: получаю новую информацию из публикаций, докладов на научных конгрессах, благодаря общению с коллегами. Все это потом находит отражение в моей практике и преподавании.

— А что для Вас значит Второй мед?

— Сказать, что это альма-матер, — недостаточно. Второй мед для меня — вся моя врачебная жизнь!