«Меньше говорить и больше делать»: Карен Альбертович Егиазарян стал заслуженным изобретателем Российской Федерации

Карен Альбертович Егиазарян (ЛФ, 2004) — врач, изобретатель, ученый и организатор. Основные свои научные исследования посвятил проблемам организации травматолого-ортопедической помощи, диагностики и лечения опорно-двигательного аппарата, в том числе повреждений и заболеваний верхней конечности. Он также является автором базового учебника «Травматология и ортопедия», 45 патентов на изобретения, 14 учебных изданий, более 250 публикаций в отечественных и зарубежных медицинских изданиях. Мы поговорили с Кареном Альбертовичем о его врачебной, научной и изобретательской деятельности.

Об изобретательстве

Карен Альбертович, как сегодня выглядит работа изобретателя? Путь его тернист? Какие этапы он проходит? С какими сложностями в работе сталкивается, как их преодолевает?

— Начало пути изобретателя — это желание заниматься научной деятельностью. В ходе повседневной работы у каждого исследователя может возникнуть уникальная идея. И необходимо воплотить ее во что-то более материальное. Важно произвести патентный поиск аналогов. При отсутствии таковых следует изложить идею на бумаге. После этого начинается оформление заявки на патент. Путь от идеи до патента требует интеллектуальных усилий и достаточно тернист. В некоторых изобретениях имеются важные составляющие: например, при новом способе необходимо отработать его на кадаверном материале, при новом устройстве ключевым моментом может стать работа с инженерами в связи с изготовлением опытного образца.

— На кого из выдающихся изобретателей Вы равнялись?

— В начале изобретательской деятельности я не полагал, что смогу дойти до получения столь высокого и почетного звания и до такого количества изобретений. Но сейчас становится понятным, что это не предел, что работа в данном направлении продолжается с неменьшей интенсивностью. Когда подавали документы, у меня было 35 патентов, сейчас уже 45.

Но мне хочется здесь отметить старшего коллегу, на которого можно равняться, — травматолога-ортопеда академика РАН Геннадия Петровича Котельникова, у него на сегодняшний день более 120 патентов.

— Кто Ваш главный наставник?

— В начале научного пути моим учителем был профессор Джамалутдин Алилович Магдиев, а после — профессор Александр Васильевич Скороглядов, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова(с 2001 по 2016 год), который сам являлся активным изобретателем — автором 25 патентов.

— Как Ваши изобретения сегодня апробируются в травматологии? Какие из них самые востребованные? Какие проблемы они решают? Как помогают людям?

— Я активно работаю с командой исследователей, состоящей из сотрудников кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Наши изобретения охватывают многие разделы травматологии и ортопедии. Сейчас мы занимаемся новыми технологиями в хирургии плечевого и локтевого суставов. Также большое внимание уделяем направлению детской травматологии и ортопедии. Но можно с уверенностью сказать, что все изобретения являются актуальными и востребованными, потому что они касаются нашей реальной клинической практики.

— Что необходимо, чтобы появлялись новые изобретатели и изобретения?

— Наиболее важным является появление возможности у молодых специалистов для занятия научной деятельностью. Часто желание заниматься наукой ограничено решением других повседневных проблем.

— Над каким изобретением / научным проектом Вы работаете сейчас?

— Нами готовятся к подаче несколько заявок на патенты по детской травматологии и ортопедии, по хирургии плечевого и локтевого суставов.

О жизни

— Какая награда для Вас самая главная?

— На сегодняшний день это почетное звание «Заслуженный изобретатель Российской Федерации».

— В жизни любого человека есть переломные моменты. У Вас были такие периоды, которые повлияли на Ваш профессиональный путь?

— Когда я стал заведующим кафедрой, понял, что как врач могу помогать единичным пациентам, а как организатор — оказать содействие в профессиональном росте врачей и тем самым создать условия для оказания качественной специализированной травматолого-ортопедической помощи значительно большему количеству простых людей.

О медицине

— С чего все началось? Как к Вам пришла идея заняться травматологией?

— Желание стать врачом у меня с раннего детства. В возрасте трех лет я получил сильный ожог правой голени. Врачи в местной больнице хотели ампутировать мне конечность, но моя мама категорически была против этого. Как видите, она приняла верное решение. Наверное, это и было определяющим в выборе моей дальнейшей профессии. Я хотел стать доктором и помогать людям.

— Что нужно, чтобы стать хорошим врачом-травматологом?

— Кроме сильной теоретической базы и постоянного совершенствования практических навыков, очень помогает наличие пространственной ориентации. Большинство хирургических техник связано с работой без открывания места операции с применением рентгенологических технологий. Использование дополнительного оборудования во время операции все-таки не может решить все задачи. Необходимо иметь хорошее представление об опорно-двигательном аппарате. То есть при наличии неправильно расположенных отломков или при пространственном изменении соотношения в суставах важно представлять в уме норму и стремиться к ее достижению.

— Каков Ваш обычный день как врача? Что самое трудное в работе? Что дает силы? Что самое хорошее?

— Утро начинается с врачебной конференции. Далее приходится в течение дня решать вопросы по оказанию медицинской помощи сразу нескольким пациентам. Необходимо проводить достаточно серьезный контроль за ходом обследования и лечения. Силы придают благодарные слова. Когда они оказываются под пристальным наблюдением специалистов, то успокаиваются, так как полностью доверяются профессионалам. Самое лучшее — это встречаться с довольными и улыбающимися пациентами тогда, когда они прошли полноценное лечение и полностью реабилитировались. Их уже не нужно называть пациентами. Они — здоровые люди.

— Каким интересным/уникальным опытом Вы делитесь с коллегами, учениками? Что стоит тиражировать?

— Я считаю, что наиболее важными являются действия человека, то есть воплощение теоретических идей в практическую жизнь. Часто встречаю коллег, которые многое говорят о том, что они могут сделать, рассказывают о своих больших планах, а на деле не совершают и минимальных поступков. Именно об этом я часто напоминаю своим диссертантам и коллегам, способным добиться в жизни значительно большего. Важно меньше говорить и больше делать. Тогда все получится.

— Для Вас медицина — это наука или искусство?

— И то и другое. Как только я начинаю общаться с пациентом — это искусство. Здесь нет четких граней. Это сфера эмоций, чувств. Даже процесс лечения является уникальным для каждого пациента. И в данном случае оказание помощи — это искусство! Для меня наука в медицине появляется тогда, когда разговор идет не о личности пациента, а о целой их группе. Здесь уже мы используем различные характеристики, что-то с чем-то сравниваем, пытаемся понять закономерности течения процессов, оцениваем эффективность методик. И в таком случае это перетекает из искусства в науку.

— Как Вы сегодня коммуницируете со студентами-медиками? Как передаете свой опыт? Как видите таланты или тех, кому хотите передавать свои знания?

— Я довольно требовательный руководитель и педагог. С первого знакомства мои студенты понимают, что им предстоит не только осваивать дисциплину, но и держать марку. Врач — это высокоинтеллектуальная и интеллигентная профессия. И у ее представителей обязательно наличие определенных личных качеств, умений и строгое соблюдение этических норм.

На уровне взгляда я могу передать претензию к внешнему виду или к какому-то (даже незначительному) поступку. Важно быть примером во всех смыслах этого слова. Внешний вид, поведение, последовательность действий… Большинство студентов сразу ощущает некоторую личную ответственность. Они пришли набраться знаний, опыта. Но важно и вести себя достойно. При общении со мной студенты уже не дети, а  полноценные медицинские работники. И они сразу понимают, ощущают искреннее уважение в свой адрес и очень сильно его ценят. С этого момента у нас начинаются доверительные отношения. Когда человек понимает свое достоинство, а также доброжелательное отношение, он раскрывается. Появляется желание к более открытому диалогу. И в ходе беседы сразу видно, в чем талантлив тот или иной студент, ординатор или аспирант. И если человек готов не только получать, но и отдавать, то он та самая личность, которая сможет достигнуть больших высот.

— Много ли Вам приходилось и приходится заниматься самообразованием, чтобы быть разносторонним врачом?

— Да, мое образование продолжается непрерывно. И с каждым годом открываются новые горизонты и возникают все большие потребности. Необходимо быть лидером во многих направлениях. Больше приходится работать с диссертантами, а также редактировать статьи и другие научные труды. Разносторонние вопросы требуют соответствующих компетенций. Их можно приобрести только при постоянном образовании и личностном росте. Но могу отметить, что это тоже является частью самореализации и приносит удовлетворенность нашей профессией.

— Так как же стать из студента медвуза хорошим врачом? Есть у Вас совет для молодых людей?

— Чтобы стать хорошим врачом, в первую очередь нужно получить отличное базовое образование. Отдаваться полностью учебе в течение шести лет. Не считать какие-то предметы очень важными, а другие — вовсе бесполезными. Все может в жизни пригодиться. А если и не пригодится, то точно окажет помощь в развитии головного мозга и личности в целом. Важным считаю подготовку к научной деятельности уже во время получения образования. Необходимо принимать участие в студенческих научных кружках, делать публикации, выступать на конференциях. Очень полезным являются дежурства, во время которых можно получить базу для своих практических навыков. Советую не забрасывать изучение иностранного языка. На сегодняшний день знание английского способствует получению наиболее актуальной информации в области мировой медицины.

— Расскажите о командной работе, о командном духе? Как Вам помогают коллеги, как Вы их поддерживаете? Есть ли какие-то слова напутствия, которые Вы говорите?

— Это очень правильный вопрос. Действительно, развиваться нужно в команде. А команда — это, по сути, равноправные игроки. Если ты развиваешься сам, то должен способствовать и развитию коллег. В такой ситуации выигрывают все. На этом понимании основано наше  доверие в коллективе. В настоящее время мы находимся на таком высоком уровне отношений, что можем спокойно обсуждать личностный рост каждого без страха зависти. Каждый развивается в силу своих возможностей. Нет каких-либо препятствий или ограничений. Но я всегда стараюсь «обогнать» время и задать планку «повыше». И постепенно все тянутся к новым вершинам и добиваются нужного результата.

— Что Вас сейчас больше всего радует в отечественной медицине?

— Меня радует искреннее желание, с которым приходят к нам новые ординаторы для изучения специальности. Только пришли, но уже готовы к личным победам. Они с таким интересом учатся, с такой самоотдачей работают в коллективе, что можно только удивляться. Видишь эту мощь, этот неподдельный интерес и понимаешь, что медицина обязана процветать и что у нас впереди самое лучшее будущее.

— Какой Вы видите медицину будущего (в своей специальности)?

— Интеграция высоких технологий в практическую медицину. Это и современные компьютерные программы, и высококлассное оборудование, и высокотехнологичные операции. Доступность помощи населению не только в крупных городах, но и во всех отдаленных районах России.

— С профессиональным выгоранием сталкивались? Что Вы делаете? Каков рецепт восстановления?

— Нет, от этого меня спасает смена деятельности. Как уже ставился вопрос, я и врач, и преподаватель, и организатор. Кроме того, вокруг работает команда единомышленников, которым можно делегировать полномочия без риска снижения качества исполнения любого из поручений.

— Что Вас больше всего радует? Как Вы отдыхаете и расслабляетесь? Как снимаете напряжение после работы?

— Успешная самореализация и добрые, дружественные отношения между коллегами. Приятно приходить на работу, в родной коллектив, когда есть те, на кого можно положиться. В наше время необходимо решать много задач, и это требует огромных усилий. Помогает простое общение с коллегами. Помимо профессиональных интересов, мы можем слегка затронуть и личные, можем пошутить и даже вместе выпить чашку чая. Добрые человеческие отношения позволяют разрешать все трудности.

— Что Вы думаете о предназначении человека?

— Человек должен прожить жизнь так, чтобы о нем осталась добрая память. А это может быть только в случае, если он вокруг себя творил добро. Чтобы о нем могли сказать: «Вот был же ЧЕЛОВЕК!» Чтобы для кого-то из будущего он стал примером для подражания. А наша профессия — лучший фундамент для этой реализации!

— Врач — это призвание?

— Это, можно сказать, тяжелый, каторжный труд. Но работа не по принуждению, а по призванию. Это очень благодарное дело — помогать людям. Причем разным, но ты обязан быть ко всем внимательным, ведь ты становишься частью их судьбы.