Виктор Николаевич Шеин

Заместитель главного врача по хирургии Детской городской клинической больницы (ДГКБ) имени З.А. Башляевой, доктор медицинских наук, доцент кафедры травматологии и ортопедии НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова, заслуженный врач Российской Федерации, выпускник педиатрического факультета 1976 года.

— Виктор Николаевич, почему Вы стали врачом и выбрали Второй медицинский?

— После окончания школы даже не стоял вопрос о том, куда поступать. Еще в девятом классе я задумался над тем, что для меня самое главное в жизни, и понял: это помощь больным детям. Педиатрическими вопросами в то время занимался только Второй медицинский институт, поэтому я целенаправленно шел поступать туда и подавал документы именно на педфак.

— Помните ли Вы свои первые впечатления от института?

— Самое сильное впечатление было от посвящения в студенты, когда в актовом зале в старом здании (на Большой Пироговской улице. — Прим. ред.) собрались абитуриенты, прошедшие по конкурсу в вуз, и профессора. Вспоминаю ректора института Юрия Михайловича Лопухина — академика, который лично вручал нам студенческие билеты. Это незабываемое чувство, момент приобщения к нашей профессии! Настолько все было торжественно и проникало в душу, что оставило след на последующие годы.

— Чем в первую очередь запомнилась учеба? Сложно ли Вам было?

— Со сложностями всегда сталкивались. Наш курс (1970–1976) был экспериментальным, поскольку вводилась новая программа. То, чему раньше обучались за полтора или два года, нам пришлось осваивать за год. Так что курс был насыщенный. Учеба увлекала нас. Все самое интересное началось после третьего курса, когда мы стали осваивать клинические дисциплины. Это было настоящее погружение в профессию.

— Были ли у Вас сомнения насчет будущей специальности? Вам сразу понравилась травматология и ортопедия?

— Та обстановка, которую создавали наши учителя, была настолько благотворной, что сомнений в выборе у меня не возникало. Основной вехой в определении специальности стал момент, когда я пришел в кружок детской хирургии. Мои учителя Вахтанг Панкратьевич Немсадзе и Евгений Петрович Кузнечихин, профессора Второго медицинского, привили любовь к этому направлению. После знакомства с ними я себя уже и не мыслил вне детской травматологии и ортопедии. Вахтанга Панкратьевича, Евгения Петровича считаю своими наставниками не только в медицине, но и в жизни, авторитет этих специалистов для меня непререкаем. Без их души, без их представления предмета детскую хирургию в целом и травматологию и ортопедию в частности невозможно было бы понять и полюбить. У них хотелось перенимать не только мастерство, но и такие качества характера, как душевность, отзывчивость, готовность оказать помощь в любой ситуации. Благодаря таланту и жизненной позиции Вахтанга Панкратьевича и Евгения Петровича мы, ученики, стремились быть похожими на них и не потерять тот уровень, который они задали. Боясь подвести своих наставников, стремились делать все как можно лучше и качественнее.

Шестой курс у нас был специализированный (субординатура). Большая часть моих однокурсников пошла в хирургию. В детской хирургии таких групп у нас было три или четыре, и в составе каждой по 10 человек. На базе Филатовской больницы мы проходили все разделы  этой области медицины — травматологию, экстренную и торакальную хирургию, неонатологию и т. д. Помню, что профессор Эдуард Александрович Степанов был вынужден буквально выгонять нас из отделения экстренной хирургии. То же самое происходило, когда нам нужно было покидать отделение новорожденных. Нам не хотелось уходить, потому что везде было интересно. Мы получили очень качественное образование, не только знания, но и опыт, который сыграл огромную роль в нашей дальнейшей профессиональной жизни. Детская хирургия тогда считалась единой специальностью. И, на мой взгляд, это было правильно. Не зря академик Юрий Федорович Исаков говорил о том, что нельзя разделять детскую хирургию на отдельные специальности. Сейчас, правда, обучение проходит только по определенным направлениям, и это слишком узко, по моему мнению.

stepanov foto

— Что бы Вы пожелали сомневающимся студентам?

— Молодому поколению, которое склонно сомневаться, могу сказать, что для того, чтобы испытать себя, нужно больше участвовать в работе кружков. Да, в некоторых вам может не понравиться, но в итоге вы найдете ту специальность, которая будет по душе. Убежден, что все направления в медицине очень интересные, всегда увлекательно изучать каждый новый раздел. Кружки — это замечательная вещь. Активное участие в них (доклады, научные работы, которыми вы будете там заниматься) станет весомым вкладом в ваше будущее.

— Как Вы проводили свободное от учебы время?

— Я был старостой курса. Это огромный опыт общения и работы с коллективом. У нас в институте проходили не только научные конференции, но и встречи с различными артистами. Многие ребята были задействованы в самодеятельности. Во Втором меде организовался и выступал ансамбль «Камертон», в то время известный далеко за пределами института. Песни участников коллектива звучали на Всесоюзном радио и Центральном телевидении. Мы занимались не только учебой, но и творческой работой, спортом. Это было гармоничное развитие личности каждого студента.

— Как Вы оцениваете современных студентов?

Если вспоминать марксизм-ленинизм, молодое поколение отрицает старшее. И это естественно. Как по законам философии колос отрицает то зерно, из которого вырос. Главное при этом, чтобы молодое поколение было по знаниям и по умениям выше, чем мы. Молодежь, которая приходит к нам сейчас, очень активная, стремится к познанию современных методов лечения. Хотел бы, чтобы она не забывала, откуда выросла — из нашей советской медицины. Это самое главное. То, что заложено советской, а затем и российской медициной, на десятки лет опережает современность. Без освоения того опыта, который имеется сейчас в нашей медицинской практике, новое поколение врачей не сможет продвинуться дальше. С 2010–2012 годов в медицине произошли коренные изменения. Столько нового внедрили в систему современного здравоохранения, что было бы странно не делать открытия и не переходить на оказание высокотехнологичной помощи.

— При этом несколько десятков лет назад чуть было не упразднили саму педиатрию. Ставился вопрос о передаче функций педиатров врачам общей практики (по аналогии с Западом).

— Если бы всю педиатрическую службу упразднили, это была бы большая трагедия для страны. Потому что ребенок — не маленький взрослый. С другой стороны, все проблемы взрослых в основном родом из детства — то, что не досмотрели, не диагностировали в более раннем возрасте. Поэтому педиатрический факультет, который сегодня существует, должен играть ключевую роль в медицине. Недаром сейчас российское правительство говорит о приоритете педиатрии, ведь дети — это основа государства, наше будущее. Здоровое подрастающее поколение — здоровая нация. С момента рождения врачи-педиатры окружают заботой каждого ребенка. Именно поддержание здоровья нашего нового поколения лежит в основе государственности.

— Как Вы считаете, детский врач кардинально отличается от взрослого?

— Педиатрия очень широка. Детский врач может лечить взрослого больного. А вот наоборот получается не очень хорошо. Перед нами сейчас стоит очень большая задача: взрослые врачи не должны оказывать помощь детям, потому что есть особенности детского возраста, которые они не знают. И это может привести к плохим результатам. Поэтому ребенка должен лечить именно детский врач — хирург, травматолог и т. д. Взрослый травматолог-ортопед обычно нацелен на замену суставов, другие операции (по остеосинтезу и пр.). А детский специалист обращает внимание на зоны роста, оценивает, нужно ли делать репозицию при угловой деформации, поскольку детский организм настолько лабилен, что может сам устранять различные деформации. Все это будущие детские врачи постигают с первого курса института. Когда мы начали проходить анатомию человека, наш преподаватель Т.Н. Ниловская обращала внимание именно на ростковые зоны организма, и первая моя научная работа была связана с появлением ядер окостенения у новорожденных и определенной функции движения. В педиатрии всегда важно уметь определить именно функциональность. Организм ребенка никогда не бывает одинаковым в разные промежутки времени, он постоянно меняется.

Также врач-педиатр должен быть психологом. Если вы не нашли контакта с родителями и ребенком, то успехов в лечении у вас не будет. С самого начала нашей педиатрической практики в институте учили общению с детьми. Если ты работаешь с новорожденным, необходимо всегда находить и контакт с матерью. Надо поставить себя на один уровень с больным, ведь он должен вам доверять. Ребенок всегда чувствует искусственность в общении. Вы должны определить, что болит у юного пациента, даже если он не умеет говорить. Это искусство.

— Вы — врач, организатор здравоохранения, а еще и преподаватель на кафедре травматологии и ортопедии в ЦИТО. Считаете ли Вы важным передавать свои знания новому поколению медиков?

— Обязательно. Не зря Николай Иванович Пирогов после того, как закончил свою хирургическую деятельность, ушел в преподавание. Самое важное — опыт, который ты накопил, передать поколению, идущему за тобой. Без этого просто не будет преемственности в нашей профессии. Я преподавал почти 20 лет на кафедре детской хирургии Российской академии последипломного образования (в прошлом ЦИУВ, сейчас РМАНПО. — Прим. ред.). В настоящее время являюсь преподавателем кафедры травматологии и ортопедии в НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова.

— Что Вы посоветуете современным студентам, молодым коллегам для достижения высоких результатов?

— Во-первых, я бы посоветовал знакомиться с новинками профессиональной литературы. Во-вторых, быть наравне с больными, то есть не ставить себя выше них. И вникать в проблемы, которые существуют у пациента, потому что без этого получить положительный результат в лечении невозможно. Также нужно уметь выделять основное, т. к. часто имеются сочетанные поражения, заболевания. Необходимо владеть современными методами лечения того или иного недуга. Кроме того, не стоит забывать о совершенствовании своего медицинского опыта. Врач — это человек, который обучается всю жизнь. Современные знания широки и многообразны, и тот, кто их освоит, будет востребован.

— В настоящее время в Университете функционирует программа двойного диплома, отучившись по которой можно получить свидетельства российского и европейского образцов. Если бы Вы поступали сейчас, воспользовались бы такой возможностью уже на первом курсе?

— В советское время были врачи, которые ценились во всем мире. Вид диплома к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Если вы действительно хороший врач, то к вам будут идти пациенты из Европы, Азии, Америки. Можно уехать за границу и оказывать помощь там — это личное дело каждого. Я же считаю, что раз мы получали образование в России, впитали все, что имеет в себе отечественная медицина, то должны отдать все это российскому народу и нашему здравоохранению. Был случай, когда к нам в больницу (ДГКБ им З.А. Башляевой. — Прим. ред.) приезжала принцесса Диана. Она забрала детей, которые перенесли тяжелые операции по поводу спинномозговых грыж, на дальнейшее лечение в Великобританию. По возращении домой пациенты рассказали, что британские врачи восхищались результатами, которые были получены специалистами в России. У нас эти дети начинают ходить, развиваются и становятся полноценными членами общества.

— Хороший врач — какой он? Какими качествами должен обладать?

— Хороший врач должен быть думающим. И думать он обязан о течении заболевания и о последствиях лечения. То есть он должен уметь предугадывать негативные последствия от своего вмешательства. Ведь любые, даже современные методы имеют свои плюсы и минусы при лечении той или патологии. Задача доктора — уменьшить негативную сторону и, насколько возможно, расширить позитивную. И самое главное в нашей работе — быть человеком. Человечность и душевность являются определяющими качествами российского врача, особенно педиатра.

— Что для Вас значит Второй мед?

— Второй мед для меня — это юность, становление в профессии, введение в специальность. Тот необходимый базис, который помог сделать «надстройку», то есть развить свои навыки и наработать опыт, чтобы стать тем, кто я есть сегодня.

— Ваши пожелания педиатрическому факультету в связи с юбилеем?

— Хочу поздравить тех, кто окончил педиатрический факультет Второго медицинского или учится на нем! 90 лет — это цифра, которая определяет, как много уже достигнуто и сколько еще тем не менее предстоит сделать. Желаю всем здоровья, всего самого доброго, чтобы ваша работа была успешной. Вспомните наш гимн: «И если ты надел халат, то будь достоин звания врача». В этих словах, на мой взгляд, заключается основная традиция специальности — отдавать оказанию медицинской помощи всего себя без остатка, свою душу во имя спасения больных детей. Я также хочу поздравить всех, кто работает в Университете, пожелать преподавателям творческих успехов, новых свершений в науке. Главное, что все мы стоим на страже здоровья детей — нашего будущего. С праздником!