В медицине без сомнений

Расскажите, как Вы выбрали свой путь в медицине?

— Медициной я интересовался с детства, так как мои родители — врачи, выпускники нашего Университета. Папа был известным кардиохирургом, доктором медицинских наук, одним из группы основоположников коронарной хирургии в СССР. Мама — кандидат медицинских наук, терапевт, доцент кафедры госпитальной терапии № 1 лечебного факультета. Бабушка по папиной линии также была врачом — участковым терапевтом. А мой старший брат — прекрасный оперирующий кардиохирург, который с первых дней пандемии коронавируса стоял на страже человеческой жизни, работая в ГКБ № 15 им. О.М. Филатова. Поэтому мне уже в двенадцатилетнем возрасте были хорошо известны термины «шунтирование» и «искусственное кровообращение»! Этот искренний династийный интерес привел меня в 1999 году в РГМУ (ныне — РНИМУ им. Н.И. Пирогова. — Прим. ред.), о другом вузе мыслей не возникало.

— Вы помните свою первую неделю в Университете? Что Вас впечатлило или, наоборот, разочаровало?

— Прекрасно помню! Особенно знакомство со своей группой № 104, в которой оказались два человека, родившихся со мной в один день. Первый учебный день был очень насыщенным: анатомия, лекция по физике… Нам посчастливилось быть одной из последних групп, в которой занятия вел автор знаменитого учебника профессор А.Н. Ремизов. Полная аудитория студентов на лекции, это было нечто! В конце недели лекцию по биологии нам читал ректор РГМУ, академик РАМН Владимир Никитич Ярыгин. Все это очень яркие впечатления, которые и сейчас оставляют только позитивные эмоции.

Когда Вы учились, посещали ли студенческий научный кружок, которым сейчас руководите?

— Признаюсь честно, что до 4-го курса я не посещал ни одного СНК, так как учиться было очень интересно, а свободного времени не хватало. Не скажу, что мне приходилось сложно, но я старался максимально хорошо выучить предметы. В результате практически все дисциплины, где это было предусмотрено, я сдавал автоматом, что в итоге привело к диплому с отличием. Как только на старших курсах началась цикловая система обучения, появилось больше свободного времени, задумался о посещении СНК. Оперативная хирургия мне была очень интересна, но на занятия кружка я не ходил, а решил попробовать свои силы на кафедре госпитальной хирургии в ГКБ № 31. Однако все затмило желание стать кардиохирургом, пойти по стопам папы и старшего брата: я начал посещать ежемесячные заседания общества сердечно-сосудистых хирургов в НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева. О работе кружка кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (она в те годы называлась именно так) был хорошо осведомлен, так как на его занятия ходил мой одногруппник, блестяще окончивший наш Университет, но не связавший свою жизнь с хирургией (в настоящее время он священник в РПЦ). Классическая уровневая структура СНК того времени у нас существует до сих пор. Высокий интерес к кафедральному кружку был всегда, а в годы моего обучения (1999–2005) он считался одним из лучших и популярнейших в Университете.

 4

— Какие предметы и преподаватели за годы учебы запомнились больше всего?

— Каждому из нас посчастливилось во время обучения в Университете встретить преподавателей, которые повлияли на наше отношение к медицине и к жизни, навсегда оставив след в памяти. Вспоминая мои годы учебы, с удовольствием могу выделить профессора кафедры факультетской хирургии № 1 Виталия Анатольевича Петухова, доцента кафедры анатомии и клинической патологической анатомии лечебного факультета Сергея Кузьмича Дворникова (это был яркий годовой период изучения сложного предмета), заведующего данной кафедрой профессора Олеко Дмитриевича Мишнева, кому я сдавал незабываемый экзамен по этой дисциплине, доцента кафедры патофизиологии и клинической патофизиологии ЛФ Нину Львовну Богуш, Владимира Никитича Ярыгина, который читал нам шикарный курс лекций по биологии. Тепло вспоминаю профессора кафедры биохимии и молекулярной биологии ЛФ, члена-корреспондента РАН Александра Александровича Терентьева; доцента кафедры микробиологии и вирусологии педиатрического факультета Валентину Григорьевну Никишину; бывшего старшего преподавателя кафедры гигиены ПФ Валентину Васильевну Колесникову, покинувшую Университет в 2021 году; заведующего кафедрой философии ЛФ профессора Ивана Захаровича Шишкова; доцента Георгия Николаевича Беспалюка и военную кафедру; почетного профессора кафедры пропедевтики внутренних болезней и лучевой диагностики ЛФ профессора Андрея Владиславовича Струтынского; заведующего в те годы кафедрой судебной медицины ЛФ действительного академика Международной педагогической академии, профессора Владислава Олеговича Плаксина;  главврача Городской клинической больницы им. В.М. Буянова, доцента кафедры общей хирургии (в мои студенческие годы) Александра Викторовича Саликова; профессора кафедры акушерства и гинекологии ЛФ Людмилу Анатольевну Озолиню; заведующего кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии (с 1991 по 2012 год) профессора Владимира Гавриловича Владимирова и моего предшественника на посту руководителя нашей кафедры профессора Александра Никоноровича Андрейцева. Мне нравились как фундаментальные дисциплины, так и клинические, учиться было легко и интересно! Тем не менее хочу сказать, что на красный диплом я потратил много студенческих нервов, в особенности на каждом государственном экзамене.

— У многих студентов хоть однажды, да возникает сомнение в выбранном пути. Был ли такой момент у Вас?

— Честно говоря, у меня не было глобальных сомнений в том, что я буду связан с медициной всю свою жизнь либо очень большую ее часть. На мой взгляд, эта самая интересная наука, сложная, до сих пор до конца не познанная, наука о человеке! Обладая медицинскими знаниями, можно быть интересным собеседником в любой компании.

Оставалось ли у Вас время на внеучебную деятельность (спорт, творчество и т. д.)?

— Несмотря на то, что дорога до Университета отнимала много времени, свободные минуты оставались. В РГМУ я с удовольствием играл в баскетбол. Хочу отметить, что внеучебная деятельность очень положительно влияет на развитие социальных навыков: со многими ребятами из команды с тех пор сложились хорошие, дружеские взаимоотношения! Каждое лето я работал в приемной комиссии (от первого курса до шестого), что позволило приобрести большой социальный опыт и обогатило мою жизнь новыми знакомыми. Это было прекрасное время!

Наставник многое значит в жизни и становлении любого человека, особенно врача. Кто был Вашим учителем?

— В медицине мне посчастливилось встретить много выдающихся профессионалов — героев нашего времени! Советами каждого я дорожу, ориентируюсь на них в своей жизни и деятельности. Огромное влияние на меня оказал президент Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева академик РАН Лео Антонович Бокерия — руководитель моей кандидатской диссертации и консультант докторской. Я очень ценю его доброе отношение, искренность и работоспособность. Вернувшись в Университет и открыв для себя преподавание медицины, я прислушиваюсь к советам опытнейших сотрудников, потрясающих врачей и педагогов нашего вуза! Я безмерно благодарен наставлениям декана педиатрического факультета профессора Лидии Ивановны Ильенко, благодаря поддержке которой наша кафедра может с уверенностью смотреть в будущее! Безусловно, главными моими учителями в жизни я считаю своих родителей.

— Расскажите о своем становлении как хирурга. Сложно ли было в ординатуре? Каких знаний и навыков не хватало? А в чем, напротив, было Ваше преимущество?

— В ординатуре было двоякое чувство: ощущение того, что ты врач, и того, что ты многого не знаешь с точки зрения практики! Мои теоретические знания всегда мне помогали на дежурствах, во время разбора сложных историй болезни. А вот практику приходилось постигать с нуля, ориентируясь на советы более опытных сотрудников отделения. Было сложно с психологической точки зрения, потому что исчез так называемый барьер студента, когда за тебя отвечают старшие коллеги. Я уже не мог уйти в сторону, ответственности с каждым годом становилось все больше. Сейчас, вспоминая те годы, я бы советовал будущим ординаторам хирургических специальностей более активно работать над своей хирургической техникой, уверенность в которой позволит быстрее овладеть сложными хирургическими операциями, но и не забывать о базисных знаниях вместе с клиническим мышлением — без них просто нельзя стать хорошим доктором! 

 8

— Помните, как прошла Ваша первая самостоятельная операция? Поделитесь впечатлениями.

— По-моему, у любого хирурга немало таких первых моментов, которые он всегда помнит! В сердечно-сосудистой хирургии их очень много: от первого забора большой подкожной вены для последующего шунтирования, первой канюляции аорты, первого вскрытия полости левого желудочка во время операции по поводу аневризмы сердца, первого внутрикожного шва на грудину до более сложных манипуляций. И после таких моментов, выходя из операционной, в которой провел не менее пяти часов от начала операции до перевода пациента в отделение реанимации, всегда запоминается приятное чувство усталости и в то же время ощущение сопричастности к судьбе другого человека с надеждой на лучшее!

Несмотря на успешную карьеру хирурга, Вы стали еще и преподавать, обучать молодые кадры, вернувшись в альма-матер. Почему приняли такое решение?

— Мне нравилась хирургия, еще больше импонировала научная работа: выходили статьи, написаны диссертации, докторская степень присуждена в 32 года. О чем можно было еще мечтать! Но, тем не менее, оставалось чувство некоего дискомфорта, как будто я в своей профессиональной жизни что-то важное не сделал. По всей видимости, это генетическая предрасположенность к педагогической деятельности от мамы, которая всегда для меня была и остается идеалом преподавателя, сыграла здесь большую роль. Причем хотелось попробовать свои силы не на клинической кафедре, а на базисной, теоретической, одной из самых сложных, — топографической анатомии и оперативной хирургии. Так же как и первые шаги в хирургии, я отчетливо помню свои начинания в роли преподавателя: первое практическое занятие, первую лекцию, первую консультацию перед экзаменом, первую экзаменационную сессию! И, поверьте, будто невидимый пазл встал на свое место — я понял, что сейчас занимаюсь именно той работой, которая приносит мне огромное удовольствие и чувство самореализации как профессионала в медицине.

— Преподавать и обучать — сложно? Какими основными принципами Вы руководствуетесь, организуя этот процесс?

— Довольно распространенным заблуждением является то, что любой хороший врач может стать также и хорошим педагогом. Опыт уверяет меня в том, что для педагогической деятельности требуется если не талант, то склонность к ней. Необходимо быть терпеливым, уравновешенным, лояльно относиться к обучающимся, понимая их сложности и мотивацию. В то же время важно названные характеристики сочетать с харизмой, справедливостью, уверенностью в своих силах, работоспособностью, развитыми морально-этическим качествами и любовью к своей работе. Если стремиться к таким высоким требованиям к себе, то преподаватель из вас получится отличный! Каждый студент для меня — яркая личность, к которой необходимо найти индивидуальный подход. В своей работе с учащимися я всегда готов к диалогу, благодарен им за интерес и за то, что каждый новый поток мотивирует меня к дальнейшей деятельности, принося положительные эмоции.

— Чем нынешние студенты отличаются от Ваших сокурсников?

— Студенты многих поколений похожи стремлением к получению знаний, мотивацией, своими ошибками и первыми победами на медицинской арене! Чем же мы отличаемся? Могу отметить два признака — это большая технологичность и социальность из-за развития компьютерных технологий, социальных сетей с мгновенным распространением любой информации, что приводит к большей открытости общества, и преобладание девчат над парнями в учебных группах. Постепенно мы косвенно возрождаем Высшие женские курсы, откуда берет свое начало Второй мед, а это значит, что современные девушки еще более мотивированные, чем раньше! Многие из них хотят связать свою жизнь с хирургией — это заметная тенденция.

 5

— Что бы Вы посоветовали студентам: как можно взять более высокий старт в работе сразу после учебы?

— Я бы посоветовал развивать в себе сразу несколько направлений: базисные медицинские знания, клиническое мышление, а также практические навыки и научную деятельность, принимая активное участие в написании научных статей, выступая на медицинских конференциях и форумах. Но все это должно быть на фоне позитивного отношения к жизни, открытости к переменам и уверенности в том, что все будет хорошо! 

Общаетесь ли Вы с однокурсниками? В большинстве своем каждый из них нашел свое призвание?

— Очень приятно видеть своих однокурсников на высоких постах как в медицинской сфере, так и вне ее! Некоторые вернулись в родной вуз. Не секрет, что не все из них выбрали практическую медицину, что является абсолютно нормальным явлением. В наше время социальные сети дают возможность поддерживать диалог с гораздо большим числом однокурсников, чем ранее, и это прекрасно! Различные чаты выпускников, в том числе и тех, кто работал в приемной комиссии в годы учебы, позволяют всегда быть на связи. Порой, когда видишь на Ученом совете, медицинской конференции либо всероссийском конкурсе своего однокурсника или однокурсницу, то всегда испытываешь теплые, положительные эмоции. Так, например, в марте 2020 года, до режима самоизоляции, мне удалось принять участие в качестве эксперта-консультанта от Минздрава в конкурсе управленцев «Лидеры России» (трек «Здравоохранение»). И даже там, к моему огромному удивлению, я встретился с однокурсницей, которая стала одним из победителей. Причем узнал я об этом уже на церемонии награждения.

— Почему, на Ваш взгляд, Клуб выпускников важен для Университета?

— Клуб позволяет поддерживать контакты с большой аудиторией наших выпускников, вспоминать прекрасные годы учебы, помогать друг другу и своему родному Университету! Как только я узнал о создании этой организации, то сразу в нее вступил, и горжусь, что являюсь ее участником!

— У Вас очень насыщенная жизнь: работа в клинике и в Университете, научная деятельность. А есть ли хобби?

— Мне нравится играть в теннис, шахматы и баскетбол, путешествовать по России и миру, открывать для себя мудрость мировых религий за приятной книгой. Я интересуюсь современной политикой и управлением, люблю свою семью и Россию!

— Продолжите фразу: «Второй мед для меня — это…» 

— Родной дом и огромная часть моей жизни!