Павел Олегович Савчук

Павел Олегович Савчук в 26 лет стал председателем Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Уже к 28 годам послужной список молодого специалиста впечатляет многих коллег. Кроме прочего, он с отличием окончил РНИМУ им. Н.И. Пирогова по специальности «педиатрия» в 2018 году, а сейчас обучается в родном вузе в аспирантуре по специальности «гигиена». Мы побеседовали с ярким выпускником Второго меда о волонтерстве, товариществе в медицинском сообществе, сомнениях, с которыми сталкивается начинающий врач, и многом другом.

 3

 Павел Олегович, скажите, как судьба привела Вас в Красный Крест?

— Активно заниматься волонтерской деятельностью я начал еще в РНИМУ на первом или втором курсе, участвовал в различных университетских мероприятиях, в том числе в Пироговской конференции. Потом стал волонтером в оргкомитете Сочи-2014, затем интервьюером (проводил интервью с волонтерами), работал во время Олимпийских игр. После мы создавали Ассоциацию волонтерских центров, которая объединила действующие волонтерские организации.

С 2015 года занимаюсь движением «Волонтеры-медики». За это время небольшая общественная организация эволюционно трансформировалась во всероссийское объединение. В период пандемии с партнерами и коллегами мы провели всероссийскую акцию #МыВместе, которая сплотила более 186 тысяч волонтеров. Благодаря их деятельности 6,5 миллиона человек получили поддержку. Мы создали особую структуру. Отлично функционировали штабы помощи: 1 700 000 человек получили бесплатные продуктовые наборы, что стало самой крупной гуманитарной акцией за последнее время. А когда одна из волн пандемии коронавируса пошла на спад, мне предложили заняться перезагрузкой и обновлением деятельности опытной и очень важной гуманитарной организации в нашей стране — «Российского Красного Креста» (РКК). История России тесно переплетена с историей РКК, и во все тяжкие времена РКК оказывал огромную помощь. На сегодняшний день возникло много вызовов в социальной сфере, которые обострила пандемия COVID-19. Я уверен, что крайне важно развивать эту гуманитарную организацию, чем мы сейчас и занимаемся.

 Решение каких задач РКК лежит на ваших плечах?

— В первую очередь это централизация деятельности РКК. Дело в том, что у организации были разные периоды работы — и большой активности, и спадов, которые характерны для последних десяти лет.

Перед нами стоит задача выработать конкретные инструменты для реализации гуманитарной миссии, гуманитарного мандата в каждом регионе страны. Существовало много имущественных и структурных активов, которые были утрачены либо стали заниматься чем-то другим. Например, спасательная служба РКК — отдельное юридическое лицо, о деятельности которого нам не известно. Всему, что существовало в рамках РКК, мы хотели бы придать новый импульс, смысл. Кроме того, мы планируем усилить наше взаимодействие с Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца, решить накопившиеся с течением времени проблемы и сделать РКК сильным и лидирующим национальным обществом.

За прошедший период мы успели открыть четыре региональных отделения (сейчас всего восемь региональных, 600 местных). Впереди, конечно, еще очень много работы.

Мы разработали с Минздравом России законопроект «О Российском Красном Кресте», этой осенью он будет внесен в Государственную Думу РФ. Я надеюсь, что организация получит суверенный (особый) статус и что свою важную миссию, вспомогательную функцию в социальной сфере, мы полноценно сможем раскрыть и реализовать.

Скажите, почему волонтерство? Чем оно привлекало Вас с первых курсов?

— Наверное, успешность развития волонтерского движения в медицинских вузах связана с тем, что люди, пришедшие в медицину, очень комплаентны к той деятельности и к тем ценностям, которые есть в волонтерстве. Им близка социально направленная работа.

Студенты медицинских учебных заведений, как правило, сразу вступают в волонтерские движения, потому что помогать конкретным людям в определенной ситуации — то, к чему они стремились. А если такую помощь можно будет оказывать профильно, применять свои знания в системе здравоохранения, то это будет очень полезно им как медицинским специалистам.

В рамках РКК мы разрабатываем программы профилактики ВИЧ-инфекции и туберкулеза. Это и раннее выявление заболеваний, и приверженность к лечению, и организацию групп поддержки и школ пациентов — очень специализированный уровень. Я выбрал сферу волонтерства, потому что мне хотелось быть активным участником.

А волонтерская деятельность действительно предоставляет много возможностей для студентов, которые учатся в медицинских вузах: новые полезные контакты и знакомства, большое количество образовательных программ, важные навыки, шанс попасть в качестве волонтера в любую медицинскую организацию, а затем туда и трудоустроиться. То есть это еще и отличный карьерный старт, хороший профессиональный путь в медицину.

По опыту скажу: медицинские организации, видя, что человек имеет опыт работы в сфере волонтерства, будут трудоустраивать его к себе более активно. Волонтеры уже знакомы с коллективом, знают внутренние особенности деятельности конкретного медучреждения. Так что, думаю, медицинское волонтерство имеет большие перспективы для развития. И именно поэтому, кстати, оно себя так хорошо проявило перед пандемией и во время нее.

 Почему медицина?

— У меня вообще не стояло вопроса, кем быть. Я просто всегда с детства хотел быть врачом. Наверное, лет с шести. Словом, сколько себя помню. Потом у меня ненадолго появилась идея заниматься дипломатической деятельностью, но со временем понял, что это не мое. И пошел именно в медицинский университет. Я хотел помогать детям, потому что это самая уязвимая категория. Сами они своему здоровью сильно не успели навредить, в отличие от взрослых. За исключением, пожалуй, конфет — ну это уже вопрос к стоматологам. (Смеется.)

 На кого равнялись в профессии?

— Я всегда равнялся на своего детского педиатра: и в дождь, и в снег, и в жару этот удивительный доктор делал обходы, внимательно выслушивал, тщательно осматривал, ставил правильные диагнозы, назначал верное лечение. Чтобы помогать, врач должен просто честно выполнять свой медицинский долг. И неважно, где он работает — в крупном мегаполисе или небольшом городе, в детском лагере или в медицинском учреждении, как организатор здравоохранения или как специалист по общественному здоровью. Это огромная ответственность, и именно поэтому я безмерно уважаю врачей.

Почему Вы выбрали Второй мед?

— Все мои выборы были связаны с конкретными обстоятельствами. Я знал, что самый лучший педиатрический факультет есть во Втором меде. И поэтому даже не задумывался. Я жил недалеко от него. Подал заявление во все медицинские вузы — формально, но оригиналы документов у меня были именно в «Пироговке». 

 Первые впечатления, как правило, самые сильные. Расскажите, пожалуйста, если помните, о своей первой неделе в Университете: об ощущениях, впечатлениях…

— Меня приятно удивило, наверное, то, что все общие кафедры находятся в одном месте. В РНИМУ особая атмосфера. Если в других медвузах по две кафедры в каждом здании — единой целостной картинки не возникает. Это не касается самого крупного медицинского образовательного учреждения в стране — РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Тут атмосфера располагает к обучению, к тому, чтобы стать прекрасным специалистом. И конечно, впечатляли масштабы! Эти длиннющие коридоры, преподаватели, серьезный уровень подготовки, который нам предоставлялся. 

Я только на пятом или шестом курсе осознал, как правильно была построена образовательная программа! Потому что предметы просто шли в какой-то последовательности, и тебе казалось, что это просто отдельные дисциплины. А вот на старших курсах все вырисовалось в большую картину, оказалось единым монолитным комплексом, где каждое полученное знание было связано с другим. Все взаимодополняло друг друга. А видеть целостную картину — крайне важно для медицинского образования. Я обязан Университету всеми своими достижениями!

9

 Какая у Вас была любимая дисциплина во Втором меде? А что давалось тяжелее всего?

— Любимые дисциплины — патофизиология, гигиена, общественное здоровье. Среди клинических — педиатрия, терапия, инфекционные болезни. Я бы разделил все на два этапа: до третьего курса (общемедицинские дисциплины) и после него (клинические кафедры). И каждый год было очень много всего интересного.

Я пошел в ординатуру на общую педиатрию, которая рассматривает здоровье ребенка в целом, определяет состояние организма в комплексе.

А вот не близки мне физика и химия. Я в них был, наверное, не очень силен. И еще иностранные языки. Хотя сейчас я повысил свой уровень английского, он необходим для работы.

А как обстояли дела с гистологией и анатомией?

— Если честно, гистологию я не очень прочувствовал, а анатомия, конечно, была интересна. И знания по этому предмету, понимание, что где находится, сейчас очень помогают.

 У большинства студентов в процессе обучения наступает период, когда они начинают сомневаться в выборе как дальнейшей специальности, так и медицины в целом. У Вас были подобные сомнения? 

— Я думаю, что у каждого есть такие моменты, они, конечно, связаны с большой усталостью, с недосыпами. На первом и втором курсах проходили регулярные коллоквиумы, задавали нам очень много — приходилось усердно учить дома. Но желания уйти из медицинского вуза у меня не было никогда! Нехватка времени, усталость, обида, недовольство конкретным преподавателем — тебе казалось, что он несправедлив, где-то придирается. Но мечта всей жизни перевешивала все. Не может быть ничего сильнее, никакого внешнего влияния, ни одного педагога или кафедры, чем мое убеждение стать врачом! Этой мечте я всегда следовал. И нисколько сейчас не жалею!

Что бы Вы посоветовали сомневающимся и тем, кто готов опустить руки, уйти?

— Я считаю, что это иногда вовсе не плохо. Ведь у каждого свой путь. Важный этап, когда ты должен решить: твое или нет. И хорошо бы сделать это вовремя.

Главное — не сдаваться, если медицина — действительно ваша мечта. Несмотря на испытания и трудности, всегда идти вперед, знать, для чего вы это все делаете. В конечном итоге все полученные вами знания будут очень полезны в жизни. Все это работает на одну важную жизненную цель, все навыки самообразования, умение самостоятельно изучать большие объемы литературы и вообще хорошая подготовка специалиста.

Что помогало находить силы? Была ли отдушина?

— Это, конечно, мои одногруппники. За шесть лет мы стали действительно одной семьей, потому что бывали порой в таких ситуациях вместе! И в дождь, и в снег стояли на остановке по 45 минут где-нибудь на окраине Москвы, чтобы добраться до клинической базы. В любых условиях всегда пытались приехать вовремя на занятия и поддержать друг друга.

В кратчайшие сроки мы выполняли очень много заданий, вместе готовились к экзаменам, разделяли вопросы, прописывали, дружно все обсуждали… Взаимопомощь и взаимовыручка были невероятные! Именно такие условия закладывают предпосылки к созданию сплоченной команды, которая формируется на уровне больницы и медицинского сообщества в целом. Мы поддерживали друг друга постоянно.

И еще семья давала силы и помогала. Мама и папа, сестра пытались поддерживать меня настолько, насколько это вообще возможно. В том числе давали возможность подольше поспать, а ведь на первых курсах на сон уходило всего по четыре часа. (Смеётся.)

Поддерживаете ли Вы связь со своими однокурсниками? Чувствуется ли братство?

— Конечно! Во-первых, это очень интересно и полезно знать, кто куда пошел. Во-вторых, если нужна консультация в какой-то сфере, безусловно, твои однокурсники — первые, к кому ты обращаешься. Ты знаешь и помнишь, как они получали образование. Даже те, кто учился не так хорошо, не был отличником, сейчас стали большими специалистами.

Кого бы Вы могли назвать своими учителями? О ком до сих пор вспоминаете с теплотой?

— В первую очередь это касается декана нашего факультета Лидии Ивановны Ильенко. Она очень нам помогала, всегда была большим авторитетом среди студентов, вставала на сторону обучающихся, защищала. Также с большой благодарностью вспоминаю заместителя декана Елену Юрьевну Жильцову. 

В целом на разных кафедрах было очень много преподавателей, которые способствовали моему становлению как специалиста и сильно на меня повлияли.

А еще медицинский вуз отлично закаляет — он как прорубь, в которой ты находишься длительное время. Это помогает тебе адаптироваться к меняющимся условиям, укрепить твою «иммунную систему».

 Что для Вас значит Второй мед?

— Настоящая альма-матер. Скоро начнется десятый год моего обучения в РНИМУ. Это единственное образовательное учреждение, в котором я нахожусь так долго, и я очень благодарен преподавателям, руководству Университета, потому что именно под началом Второго меда происходят позитивные изменения: созданы комфортные условия для студентов, которые проводят в вузе много времени. Отдых, времяпрепровождение, внеучебная деятельность... Когда я начинал свой путь в РНИМУ, этого всего не было. И сейчас даже некоторая зависть появляется к тем, кто только приходит сюда учиться.

РНИМУ им. Н.И. Пирогова для меня — это истинная кузница больших талантов, настоящих медицинских кадров, профессионалов, специалистов, которые будут спасать здоровье граждан нашей страны! Ради больших и самоотверженных поступков люди и идут в медицину.