Наталья Валентиновна Полунина

- заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета, декан педиатрического факультета (1995–2010), и. о. ректора РНИМУ им. Н.И. Пирогова (2011-2012), заместитель председателя экспертного совета ВАК РФ по медико-профилактическим дисциплинам, награждена орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», знаком «Отличник здравоохранения», член-корреспондент РАН; выпускница педиатрического факультета 1969 года.


Наталья Валентиновна, почему Вы выбрали Второй Московский государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова (2-й МГМИ)?

Для меня выбор профессии врача был совершенно незыблем: другой профессии я и не хотела, хоть и выросла в семье инженеров и военнослужащих. И поскольку мне всегда нравилось работать с детьми, я мечтала о педиатрическом факультете, а этот факультет был только во Втором МГМИ. Поэтому выбор института был обусловлен наличием в нем педиатрического факультета. И я ни одного дня не пожалела, что окончила этот факультет и этот вуз и получила профессию врача-педиатра. Наверное, подтверждением тому, что я выбрала правильный путь, является тот факт, что в моей семье — все врачи и все закончили педиатрический факультет этого медвуза, который на протяжении 50 лет после моего выпуска (в 1969 году) несколько раз менял свое название. Несмотря на то что мой муж, дочери, их мужья, внуки, брат с женой и племянник имеют дипломы врача-педиатра, все работают врачами самых разных специальностей (педиатр, акушер-гинеколог, организатор здравоохранения, анестезиолог, травматолог, радиолог, детский хирург, оториноларинголог, рефлексотерапевт, гастроэнтеролог) и оказывают медицинскую помощь не только детям, но взрослым.

  Первые впечатления, как правило, самые сильные. Расскажите, пожалуйста, о своей первой неделе в Университете.

— Первое, что запомнилось, — это, безусловно, восторг от того, что я поступила, что смогу, наконец, узнать много интересного и недоступного для обычного человека и стать врачом. Согласитесь, что действия врача со стороны в ряде случаев напоминают действия волшебника. Врач послушал, постукал, посмотрел, что-то порекомендовал, и пациент, который только что страдал и был безучастен к окружающему миру, начинает улыбаться и радоваться жизни. В определенной мере мой выбор профессии врача-педиатра подтвердился после выхода фильма «Неоконченная повесть», в котором Элина Авраамовна Быстрицкая очень успешно и достоверно продемонстрировала роль врача-педиатра при лечении тяжело заболевшей девочки.

Самые яркие впечатления на 1-м курсе произвела анатомия. Когда мы в первый раз пришли в анатомический зал, то на одном из столов был труп мужчины. Это было для нас и для меня лично новым, необычным. В перерыве мы всей группой разглядывали тело, он был уже частично препарирован. Никто из нас никогда подобного не видел и мы впервые увидели, как выглядит человек изнутри, и это было чем-то особенным. Могу сказать, что у нас не создалось ощущения того, что это умерший человек, все воспринималось как учебное пособие. Анатомия существенно выбивалась из всех предметов, которые мы изучали на 1-м курсе (физика, четыре химии, биология, иностранный и латинский языки, история КПСС, политология), наверное, поэтому этот предмет оставил неизгладимый след.

Научный студенческий кружок

  У большинства студентов в процессе обучения наступает период, когда они начинают сомневаться как в выборе дальнейшей специальности, так и в выборе медицины как таковой. У Вас были такие сомнения? Что бы Вы посоветовали таким студентам?

— Медицина — это очень широкое направление в подготовке специалиста, в настоящее время насчитывается более 100 различных специальностей. Поэтому после окончании обучения перед каждым выпускником стоит непростой выбор окончательной специальности. Нужно определиться в главном — что хочется делать и кем работать: заниматься наукой или работать практическим врачом, и если практическим врачом, то врачом общей практики или узкой специализации, врачом терапевтического или хирургического направления.

Конечно, это трудный выбор: в медицине все интересно, в каждой дисциплине есть своя изюминка. Чем больше мы узнаем, чем больше изучаем дисциплин, тем более осознанно подходим к выбору своей будущей профессии. Очень помогает в выборе будущей специальности посещение научных студенческих кружков, где рассматриваются сложные случаи и интересные пациенты. Это помогает разобраться в специальности и сделать правильный выбор.

Лично мне при поступлении хотелось стать детским хирургом. Прекрасная профессия, но она требует очень хорошего здоровья. На 5-м курсе у нас был такой предмет, который не вызывал особого восторга у студентов — социальная гигиена и организация здравоохранения, но мне обучение на этой кафедре доставило истинное удовольствие, прежде всего тем, что здесь нас учили доказательной медицине: как убедить в том, что данный метод диагностики лучше, чем другой, или что предлагаемые методы лечения не отличаются по своим основным характеристикам друг от друга и их выбор определяется другими критериями. При кафедре работал научный студенческий кружок, который я стала посещать, провела небольшое исследование и сделала доклад, который понравился руководителям кафедры и научного студенческого кружка. Меня пригласили продолжить обучение на этой кафедре в ординатуре, а затем в аспирантуре. И в этом году 1 сентября исполняется 50 лет моей работы здесь.

Сомнений по поводу выбора своей специальности — организатора здравоохранения — у меня не было. При этом следует помнить: чтобы стать хорошим специалистом, необходимо не только хорошо знать свою специальность, но и хорошо ориентировать в смежных специальностях. Поэтому освоение других дисциплин необходимо и очень важно для врача любой специальности. Иногда я слышу от студентов: «Зачем мы это учим? Для чего это нужно?» У меня в этом отношении была другая позиция: «Как я смогу использовать эти данные, эту дисциплину при освоении и совершенствовании своей профессии. Я всегда пытаюсь каждый предмет связать со своей специальностью.

Для студентов, сомневающихся в выборе своего профессионального направления, на мой взгляд, есть два пути. Если ты чувствуешь, что это не твоя профессия, не твоя специальность, то лучше уйти из Университета. Не нужно получать образование и осваивать профессию, которая не нравится, — в дальнейшем ты не сможешь хорошо работать и тем более получать удовлетворение от своей работы.

 В деканате, при общении с большим количеством студентов, я всегда говорила сомневающимся: «Уйди. Займись другим. Пойми, что тебе нужно, поработай в другой отрасли, в другой области — найди себя. Может быть, это не твое. А может быть, наоборот, поймешь, что это именно твой путь в профессии». И были студенты, которые после отчисления возвращались и продолжали учиться, причем в ряде случаев несравненно лучше. Мы никогда не пугали студентов отчислением и платным образованием, мы говорили им: «Поработай и определись с тем, что тебе нужно, какой профессии хочешь посвятить свою жизнь, а затем, если сочтешь нужным, можешь продолжить учебу».

А сейчас у студентов большой страх перед отчислением и невозможностью продолжить образование, даже на платной основе. В целом из общего количества отчисленных студентов восстанавливается лишь один из пяти. Я категорически против того, чтобы вуз выступал в этом вопросе в качестве карательного органа: студентам необходимо помогать, поддерживать их, а не бороться с ними.

Сегодня во многих больницах Москвы я часто встречаю своих учеников, среди которых не все были отличниками, есть и те, кому учеба давалась нелегко, но они преодолели трудности, получили профессию, хорошо работают и пользуются уважением пациентов. Очень жаль, что в настоящее время достаточно много наших отчисленных студентов успешно учатся в других вузах и не менее успешно в дальнейшем работают врачами, прославляя другие вузы. Я глубоко убеждена, что наша задача, задача вуза, — помочь сомневающимся и тем, кому учеба в медицинском вузе в силу разных обстоятельств дается нелегко.

  С какими трудностями Вы сталкивались во время учебы и в первые годы работы врачом? Как Вам удалось их преодолеть?

— В освоении предметов у меня не было трудностей, школьные педагоги и мои родители научили меня учиться. И я считаю, что хорошо, когда студенты вместе (вдвоем или втроем) осваивают дисциплину, помогая друг другу. Я встретила супруга в институте на 1-м курсе. Мы вместе занимались, не всегда были единодушны, спорили, но в споре рождалась истина, и именно это умение отстаивать свою точку зрения, обосновывать свою позицию помогало мне на экзаменах в получении хороших оценок. Это важно, тем более для профессии врача. Студент — будущий врач, он должен уметь общаться с пациентами, тогда можно будет избежать многих проблем. Поэтому экзамен, который проводится в устной форме, безусловно, способствует выполнению одной из главных задач преподавания в медицинских вузах — научить общению с пациентами. В этом отношении тестовый контроль, важная составляющая экзамена, должен проводиться в период обучения и являться допуском к экзаменационной сессии, а не в период проведения самого экзамена.

  Какие преподаватели и дисциплины запомнились Вам больше всего? Почему?

— Если говорить обо всех запомнившихся преподавателях, то, наверное, не хватит десятка страниц. Назову лишь некоторых: по анатомии была Наталья Анатольевна Гудкова — прекрасный преподаватель и замечательная женщина, которая учила нас, как нужно запоминать весьма сложные для первокурсника анатомические названия, и по гистологии Мария Давыдовна Зайденберг —, она умела сложное делать простым и интересным, и, несмотря на трудности, мы осваивали этот предмет довольно успешно.

В наше время анатомия и гистология были государственными экзаменами, их принимала комиссия, поэтому требования к знаниям студентов были довольно высокие, однако отчисления по этим предметам не достигали 200 человек в год. Во время моего студенчества количество отчисленных не превышало 2,5% в год, что почти в пять раз ниже сегодняшнего показателя. В целом на курсе количество групп к старшим курсам не только не уменьшалось, а, как правило, увеличивалось на 2–3 группы за счет переводных студентов, поскольку наш вуз был престижным и готовил хорошие кадры. Сейчас, к сожалению, уже на 4-м курсе мы имеем потерю 2–3 групп. Вероятно, это было связано с большой ответственностью преподавателей и их стремлением найти возможность заинтересовать студентов и повысить уровень их знаний. Мне трудно назвать всех преподавателей, так как каждый предмет имел своего лидера, учиться у которого было познавательно и увлекательно. Нам повезло, что у нас были эрудированные преподаватели, блестящие ученые и прекрасные ораторы. Их лекции, клинические разборы и случаи из практики всегда вызывали неподдельный интерес и внимание. Значимую роль в моем образовании сыграли многие преподаватели, в том числе педиатры Андрей Владимирович Мазурин, Наталья Сергеевна Кисляк, Нина Ивановна Нисевич, Вячеслав Александрович Таболин, детские хирурги Юрий Федорович Исаков, Вячеслав Иванович Гераськин, Эдуард Александрович Степанов, терапевты Алим Матвеевич Дамир, Павел Николаевич Юренев, невролог Левон Оганесович Бадалян, отоларинголог Вера Ивановна Смоликова, организатор детского здравоохранения Герасим Борисович Гецов, представители профилактической медицины Юрий Павлович Лисицын, Юрий Петрович Пивоваров, судебный медик Владимир Михайлович Смольянинов и многие, многие другие.

  Студенческие годы — это не только лекции, сессии, практика и бесчисленное количество бессонных ночей с учебниками. Как Вы проводили свободное от учебы время? Чем увлекались помимо учебы?

— Безусловно, в свободное от учебы время мы тоже собирались на праздники, ходили в кино, театры, хотя это было и нечасто. Мы жили в непростое время, подавляющее большинство студентов совмещали учебу с работой, Я с 3-го курса работала сначала медсестрой, затем помощником участкового врача-педиатра, потом врачом-педиатром детской неотложной помощи.

Многие из нас в студенческие годы вступали в брак и к 6-му курсу примерно две трети студентов уже воспитывали детей.

Тем не менее мы находили время на посещение научных студенческих кружков, принимали активное участие в общественной жизни института.

  Наставник, учитель многое значит в жизни и становлении любого человека, особенно врача. Кем был Ваш наставник? Расскажите о нем, пожалуйста. Как Вы с ним познакомились? Что из того, чему Вы научились у него, является для Вас самым важным?

— Я не смогу выделить кого-то одного. Если говорить об учителях, которые сделали из меня профессионала, — их много. Кто-то научил меня именно практической работе с пациентами, кто-то научному анализу, кто-то жизни. Это — Ольга Петровна Феденко (заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники № 19 г. Москвы), Евгения Николаевна Кудрявцева (заведующая учебной частью на кафедре), Ольга Васильевна Гринина (профессор кафедры и мой первый научный руководитель по кандидатской диссертации), Юрий Павлович Лисицын (заведующий кафедрой, с которым я проработала 44 года, мой руководитель по докторской диссертации, мой наставник и учитель по жизни). Каждый учитель играет очень большую роль в воспитании человека.

первые клинические кафедры группа № 3 осень 1965

  Вы прошли долгий путь от студентки-первокурсницы до заведующей кафедрой в нашем вузе, были и деканом педиатрического факультета, и исполняли обязанности ректора нашего Университета. Что бы Вы посоветовали нашим студентам и выпускникам для достижения сложных целей в жизни?

— Вообще, когда я поступала в институт, то не думала, что буду возглавлять деканат, работать в качестве ректора. Да и планов по защите диссертации тоже не было. У меня была мечта стать врачом, научиться ставить диагнозы, назначать лечение. А научившись этому, захотелось продолжить обучение и защитить диссертацию, поэтому поступила в ординатуру, затем в аспирантуру на кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения. Достигнув одну цель, ставишь другую. Это — поступательный процесс, и главное — не нужно останавливаться.

Я считаю, что каждый человек должен состояться в двух вещах: на работе и дома. На работе нужно выбрать свою профессию, чтоб она тебя радовала на протяжении всей трудовой деятельности. И второе, нужно найти свою половинку. Думаю, что в студенческие годы это сделать легче, чем в более взрослом возрасте. Сейчас многие студенты и выпускники считают, что сначала нужно построить карьеру, а уже потом думать о семье. Не уверена, что это правильно. Наше поколение успевало все — и профессию выбрать, и семью создать! Поэтому современным студентам предлагаю научиться планировать свою жизнь, не тратить время зря и каждое начатое дело доводить до конца.

  За последние 20 лет произошли колоссальные изменения и в науке, и в медицине, и в нашей стране в целом. Как, на Ваш взгляд, изменились сами студенты и их отношение к учебному процессу?

— Студент — всегда студент. Я не вижу существенных изменений, всегда есть более сильные и более слабые, всегда есть те, кто стремится к знаниям, умениям, и те, кому ничего не интересно. Мне нравится, когда студенты меняют свое отношение к дисциплине в процессе обучения, поэтому взаимоотношению студента и преподавателя я всегда уделяю внимание при работе с молодыми преподавателями.

Безусловно, нынешнее поколение отличается по своим знаниям, умениям, интересам. Нынешние студенты более информированны, владеют многими современными техническими средствами и информационными технологиями, о которых мы в свое время не имели понятия. Но отношение к учебе и получению новых знаний осталось таким же. Я не могу сказать, что студенты стали хуже, что они ничего не знают, — это не так. И вообще, я глубоко убеждена в том, что нет плохих учеников, есть плохие учителя.

  Как Вы думаете, почему Ассоциация выпускников важна для Университета?

— Эта организация, безусловно, важна для каждого вуза, поскольку объединяет всех выпускников. В нашем Университете эта организация создана впервые, однако ранее функционировало Бюро по связям с выпускниками, его возглавлял Герасим Борисович Гецов, который по собственной инициативе поддерживал связь с выпускниками. К сожалению, с его уходом из жизни Бюро прекратило свою деятельность, поэтому создание Ассоциации выпускников своевременно и актуально.

  Поддерживаете ли Вы связи с вашими однокурсниками, друзьями по учебе?

— Да, мы собираемся, но, к сожалению, наши ряды редеют. Массовый сбор бывает не так часто, очень трудно его организовать. У нас на курсе было много иногородних студентов, кроме того, в наше время существовало государственное распределение молодых специалистов по всей стране, поэтому многие выпускники уезжали из Москвы и не всегда возвращались обратно.

  Каким должен быть хороший врач? Как он должен относиться к пациентам? Что бы Вы посоветовали сегодняшним выпускникам в начале их профессионального пути?

— Прежде всего врач должен быть профессионалом, а для этого нужно постоянно учиться и не только у корифеев, но и у молодежи.

Настоящий врач — это интеллигентный и образованный специалист, умеющий общаться с любым контингентом пациентов.

Каждому врачу нужно воспитать в себе три качества (это я услышала от Натальи Сергеевны Кисляк) — три «с»: сочувствие, сопереживание и сострадание. Если врач обладает ими, то он, следовательно, воспитал в себе уважение к старшему и младшему, больному и здоровому — человеку вообще. Я считаю, что врачу необходимо развивать эти три качества, только в этом случае он будет «человечным» врачом.

Хороший врач — это и хороший человек. Врач лечит не только руками, медикаментами, но и словом. К врачу приходит больной человек, он плохо себя чувствует, поэтому задача врача — настроить пациента на выздоровление, вызвать у него положительные эмоции. Это может сделать только тот, кто сам является чутким, внимательным и справедливым, склонным к логическому мышлению и анализу.

  Что для Вас значит Второй медицинский институт?

— Второй МОЛГМИ — РНИМУ им. Н.И. Пирогова для меня значит все. Я нашла здесь свою судьбу, определилась с профессией, вышла замуж за своего однокурсника, вместе мы защитили кандидатские и докторские диссертации и получили высокое звание профессора, вместе с ним воспитали детей и внуков, которые продолжили нашу династию. И если бы сейчас передо мной вновь встал выбор, я снова выбрала бы наш Второй Московский ордена Ленина государственный медицинской институт им. Н.И. Пирогова — самый достойный медицинский университет.