Александр Григорьевич Румянцев

Академик РАН, генеральный директор Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, президент Национального общества детских гематологов и онкологов,  главный внештатный детский специалист гематолог Минздрава РФ,  профессор,  почетный профессор кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова,  научный руководитель Российской детской клинической больницы (РДКБ).  Лауреат премии им. М.С. Маслова.  Выпуск 1971 года ПФ.

 

Александр Григорьевич, почему Вы выбрали Второй Медицинский Университет?

– Педиатрический факультет нашего Университета в 1944 году окончила моя мама, Вера Яковлевна Румянцева, после чего она была направлена на фронт в военный госпиталь 3-го Украинского фронта. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, мама вместе с моим будущим отцом, которого она встретила на фронте, вернулась к мирной работе, работала педиатром и акушером-гинекологом. Я с самого рождения рос среди медицинских книг по педиатрии и акушерству, которые, как известно, богато иллюстрированы. Они вызывали у меня бурный интерес. К окончанию школы я знал, что хочу стать врачом и в конечном итоге реализовал свою мечту, поступив в тот же Университет, и на тот же факультет, что и моя мама.

Первые впечатления, как правило, самые сильные. Расскажите, пожалуйста, про свою первую неделю в Университете.

– Первые впечатления – это счастье увидеть себя в списках поступивших, впервые встретиться с однокурсниками на празднике посвящения в студенты. Помню клятву, в один голос произносимую тысячным коллективом, и выступление молодого ректора Юрия Михайловича Лопухина, увлекшего нас удивительным рассказом о нашем будущем. На первом занятии, а это была латынь, я узнал, что назначен старостой 133 группы. Так решил деканат на основании моих документов, потому что я был золотым медалистом и стажером, испытавшим себя в судебном морге в течение года. Кстати, я оставался старостой своей группы до окончания Университета. На первой же неделе я поселился в общежитии на Охотном Ряду в центре Москвы. В мальчишеской комнате-зале было 34 кровати, но зато окна выходили на Большой и Малый театры, а в подъезде можно было встретить Роберта Рождественского с его друзьями-поэтами. Для иногороднего мальчика это было и осталось незабываемым впечатлением.

Как Вы выбрали свой путь в медицине?

– Я шел на педиатрический факультет, так как хотел стать педиатром. Почему? Ответ прост – вылеченный тобой ребенок проживет всю свою жизнь. На третьем курсе меня пригласил в научный студенческий кружок профессор-фармаколог Капитон Михайлович Лакин. Он предложил заниматься изучением процесса агрегации тромбоцитов, и это стало моей первой научной работой. А через год, на первом занятии по педиатрии в одной из больниц я встретил Лидию Алексеевну Махонову, которая вела у нас группу. Это была судьба. Врач от Бога, организатор и первая заведующая отделением детской гематологии в СССР, она произвела на меня такое впечатление, что я остался работать гематологом на всю жизнь.

С какими трудностями Вы сталкивались во время учебы?

– Трудностей не помню, я жил полной жизнью во Втором Меде, был отличником, именным стипендиатом Н.Ф. Гамалея, председателем Совета отличников, председателем студенческого профкома, членом команды КВН Университета, участником художественной самодеятельности. С 1 курса всегда работал, как теперь говорят, подрабатывал. Сначала санитаром, потом медбратом, с 4 курса врачом строительных отрядов. В двадцатилетнем возрасте, после окончания 2 курса, женился по большой любви на самой лучшей девочке, моей одногруппнице, Тане Фурман. Это была первая свадьба на курсе, а уже на 5 курсе у нас родился сын, тоже первый на курсе. Меня лично трудности возбуждали, мне всегда хотелось их преодолевать, и самым захватывающим в этом деле был сам процесс преодоления, он волновал даже больше чем конечный результат.

— По долгу службы у Вас очень много различных обязанностей. Какие личные качества помогают Вам преуспевать во всем?

— Помог опыт, приобретенный в студенчестве. В частности, на нашем курсе были организованы музыкальные ансамбли, известные не только в медицинских кругах, но и во всем СССР. Это ВИА «Камертон», который мы создали, будучи первокурсниками, в 1965 году. В составе ансамбля я исполнял украинские песни, которые хорошо знал.  На 3 курсе я возглавил Совет отличников в институте. Это был элемент студенческого самоуправления: все, кто учился на отлично, объединялись, чтобы проводить большую работу среди отстающих. По сути, мы подтягивали неуспевающих разными способами, один из которых назывался «особым примером». Сначала мы пытались разобраться в причинах неудач у всех отстающих. Среди них находились и те, кому нужно было просто рассказать и, что важно, показать на своем примере, как организовать труд. Мы издавали свою газету «Советский медик». Сейчас материалы в «Университетскую газету» пишут в основном наемные сотрудники, а в наше время она являлась чисто студенческой. В 1969 году, учась на 5 курсе, я был избран председателем студенческого профкома, куда вступил еще первокурсником. Это, по сути, современный председатель студсовета. В те годы мы составляли серьезную конкуренцию ВЛКСМ — комитет комсомола обязательно был в каждом вузе. Правда, в отличие от него, у профкома имелись деньги. (Улыбается.) Пусть мы не организовывали крупных политических акций, как ВЛКСМ, но именно профсоюз строил кондовую, рутинную, настоящую студенческую жизнь. Среди членов профкома были выдающиеся люди, они и составляли костяк — 30 человек. Мы управляли огромным коллективом: это шесть тысяч учащихся. К нам заходили и ординаторы, и аспиранты. Даже разработали и самостоятельно выпустили значок «Профессиональный союз студентов», который вызвал в Москве и вообще в стране большой шум.

Я уже говорил о ВИА «Камертон», а следующее поколение творческих учащихся создало ансамбль «Добрые сказочники», участники которого до сих пор выступают на мероприятиях Второго меда. У нас был студенческий театр эстрады и миниатюр, а также спортивный клуб «Медик». Руководить всем этим — очень серьезное дело. У меня работали два бухгалтера. Мы организовали студенческие советы в общежитиях. Тогда еще шло строительство нового здания Университета, в котором мы сейчас трудимся, но первым делом были построены четыре корпуса общежития на улице Волгина. У нас работала жилищная комиссия, которой руководил Николай Гаврилович Короткий. Ныне — профессор, заведующий кафедрой дерматовенерологии педиатрического факультета. Моим заместителем был Виктор Николаевич Орлов, который много лет проработал потом председателем месткома Второго меда. Мы не только самостоятельно курировали студенческую жизнь, но и участвовали в строительстве нового здания нашей альма-матер. Кстати, именно профсоюз студентов помогал строить учебно-спортивную оздоровительную базу Второго меда «Конаково».

Родному Университету мы посвящали все свое время, проводя в нем весь день — с утра до вечера. После окончания вуза мы не расстались, организовали клуб выпускников кафедры 1971 года и вот уже почти 50 лет обучаемся, встречаемся, отдыхаем вместе, ездим на грибную охоту, на рыбалку, путешествуем. Нам незачем рассказывать друг другу о себе, мы можем молчать, просто глядя друг на друга. В орбиту нашего общения втянуты жены, дети и внуки. Кстати, наши с Таней дети, их мужья и жены, племянники и племянницы – все стали врачами. В семье сейчас 14 врачей и все разных специальностей. И это тоже результат нашего общения.

— Александр Григорьевич, как Вы справлялись с большим коллективом, когда не было современных средств связи, чтобы передать информацию?

— Мы встречались. В обязательном порядке я как председатель профкома лично приходил на каждый курс, и меня все знали. В конечном итоге, если взять всю общественную работу, я был на передовых позициях десять лет. Поэтому из десяти выпусков Второго меда каждый учащийся знал Сашу Румянцева.

— Именно опыт такой деятельности и помог во взрослой жизни?

— Конечно! Вы только представьте себе: я на 5-м курсе руководил шеститысячным коллективом! А это не только люди, но и деньги, большая ответственность. К тому же в должности председателя студенческого профсоюза моя работа как руководителя не закончилась. Некоторое время я трудился в месткоме. Потом, после окончания аспирантуры, был назначен деканом по воспитательной работе в общежитиях Университета. Эту должность предложил мне ректор Второго меда академик АМН СССР Юрий Михайлович Лопухин. И отказаться было невозможно. Еще раз хочу подчеркнуть, что самое главное в студенческой жизни — на серьезном уровне организованное самоуправление.

– Какие преподаватели и дисциплины запомнились Вам и почему?

– Наш Университет всегда был славен выдающимися учеными-медиками. Среди них: Ипполит Васильевич Давыдовский, Феликс Трофимович Михайлов, Василий Василдьевич Куприянов, Григорий Иванович Косицкий, Юрий Михайлович Лопухин, Юрий Евгеньевич Вельтищев, Левон Оганесович Бадалян, Андрей Владимирович Мазурин, Наталья Сергеевна Кисляк, Юрий Александрович Князев, Вячеслав Александрович Таболин, Мирофан Яковлевич Студеникин, Нина Ивановна Нисевич, Юрий Федорович Исаков, Андрей Владимирович Гуляев, Алим Матвеевич Дамир, Павел Николаевич Юренев, Галина Михайловна Савельева и многие другие. О каждом из них я лично могу рассказать многое. Каждый из них был незабываемым, и я часто мысленно возвращаюсь к ним при принятии врачебных решений.

– Наставник многое значит в жизни и становлении любого человека, особенно, врача.

– Наставник не то слово – Учитель, как у Гиппократа. Посмотрите клятву врача, в ней есть отличия от клятвы, которую сейчас дают после окончания медицинских вузов. Акценты там расставлены иначе. Учителем может стать не каждый, даже великий врач и кудесник. Это другое. Учителя делают учителем, прежде всего, любовь к ученикам, терпение и счастье, когда ученик превосходит его. Я лишен чувства зависти, Бог наградил меня этим качеством. Я люблю студентов, ординаторов, аспирантов и докторантов. У каждого из них я тоже учусь. Мне интересен их образ мысли. Они отличаются от нас, у них совсем иные возможности, они тонут в информации, которая сейчас удивительно доступна. Они учат английский, который заменил собой сегодня общемедицинский язык прошлого – латынь. Действительно, как говорят теперь ученики: «не знаешь английского языка –  значит ты инвалид, ты себя ограничил в поисках знания навсегда». Мой  Учитель – профессор Лидия Алексеевна Махонова. Для меня всегда была важна ее поддержка и одобрение. Она знала, что я не уронил достоинства нашего дела, воспитал многих учеников, работающих в области гематологии, онкологии и иммунологии. Это важно, потому что школа и только школа может создать условия для успеха и прогресса.

– Вы являетесь авторитетом для студентов и выпускников нашего Университета не только как врач, но и как успешный организатор здравоохранения. Что бы Вы посоветовали молодой смене для достижения наилучших результатов?

– Я бы начал с того, что нужно поставить перед собой цель. Если ее нет, то жизнь бессмысленна, и все мечты заканчиваются разговорами: «если бы да кабы». Когда есть цель, то следующий этап – это проработка путей ее достижения, выстраивание своего рода многовариативной дорожной карты, причем, чем больше вариантов достижения цели, тем вероятнее успех. Рассчитывать при этом ни на кого нельзя. Можно воспитать учеников и соратников, но при этом самому нельзя ни на секунду упускать из внимания собственную цель. Кроме того, важно набраться терпения. К выдающимся целям иногда приходится идти года и десятилетия. И последнее, что необходимо, – это вера, уверенность в том, что достижение ваших целей сделает вас счастливым и что счастливая жизнь есть в принципе. Как говорил выдающийся российский генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, работать надо весело и легко, если тебе тяжело – не работай. Если говорить о том, откуда берутся силы на все это, думаю, у меня есть энергетический запас. Для меня работа, хобби и жизнь — одно и то же, поэтому я имею внутреннюю потребность постоянно что-то делать. Но важно и бережное отношение к себе: так, если я плохо себя чувствую, то отдыхаю. Мне всегда было достаточно пяти часов в день, чтобы высыпаться, — такова особенность нервной системы. Иногда в выходные я позволяю себе поспать на час дольше, но обычно не могу долго лежать, мне нужно что-то делать. За годы жизни я выработал для себя режим, принцип которого звучит так: «Ни дня без строчки!». Кроме того, практикую научную организацию труда: написание статьи, монографии и так далее планирую заранее — в этом секрет продуктивной деятельности. У меня примерно 15 публикаций в год. И для этого я каждый день что-то делаю — так сказать, работаю с запасом. Под моей редакцией издан педиатрический четырехтомник. В нынешнем году вышло «Руководство участкового и семейного врача-педиатра» в четырех томах. Постоянно в работе несколько проектов — а все потому, что мне это интересно. Я не просто академик РАН, а член президиума Российской академии наук. Здесь, надо сказать, не очень много медиков. Благодаря выработанной за много лет системе труда я являюсь самым продуктивным академиком, если иметь в виду количество научных работ, подготовленных докторов и кандидатов медицинских наук, интенсивность публикаций.

Неизменно выручает меня способность к многозадачности: могу выполнять одновременно несколько дел. И кстати, этому я научился в студенческие годы, когда совмещал учебную деятельность с лечебной, научной и общественной. Сколько себя помню в студенчестве, я жил в условиях хронического дефицита времени, и все задуманное надо было успеть.

За последние двадцать лет произошли колоссальные изменения и в науке, и в медицине, и в нашей стране в целом. Как, на Ваш взгляд, изменились сами студенты и их отношение к учебному процессу?

– Учебный процесс в медицинских вузах сейчас рассчитан на подготовку врача-ремесленника, задачей которого является научиться ремеслу в хорошем смысле слова. Для тех студентов, которым этого мало, наш Университет предоставляет удивительные возможности самостоятельно или совместно с преподавателями вести научные исследования, целью которых является получение новых знаний. Так воспитываются врачи-творцы, которые и развивают отечественную и международную медицину. Их не больше десяти процентов от общего количества студентов и они нуждаются в специальной опеке и сопровождении профессорско-преподавательского состава. Студент не меняется, меняется социум, доступ к информации, мотивация, компьютерные возможности самообразования. На мой взгляд, сейчас требует постоянного совершенствования и подготовка преподавателей, потому что именно они должны быть носителями современных знаний, должны быть в курсе международных трендов в медицине и науке. Не могу не сказать и о материально-технической базе медицинского образования. Студентам обязательно должны быть доступны библиотеки, читальные залы, современная мировая литература, лабораторные и медицинские тренажеры, клинические базы.

– Вы являетесь одним из учредителей Ассоциации выпускников Второго Медицинского Университета. Почему она важна для Университета?

– Более полувека моя жизнь связана с Университетом, в котором я прошел все эти этапы развития от первокурсника до заведующего кафедрой и академика РАН. Все это время, следуя клятве Гиппократа, я стараюсь выполнять все основные ее положения об отношении к Учителям, коллегам и ученикам. Университет, альма-матер – это корни и ствол, а выпускникам, среди которых и я, важно личное осознание связи с этими корнями и другими ветвями нашего общего древа. Именно поэтому я и стал одним из создателей Ассоциации выпускников, так как формирование и поддержание такой связи является главной целью ассоциации.

Поддерживаете ли Вы связи с однокурсниками, друзьями по учебе?

– Конечно, ежедневно, и не только с однокурсниками, но и с их детьми и близкими, которые обращаются за советом, медицинской и просто человеческой помощью. Поддержка всегда и во всем. В составе профессионального союза студентов Второго меда, которым я руководил с 1969 по 1972 год, было более шести тысяч студентов, и для них я остался таким же лидером студенческого братства, доступным и своим. Сегодня многие из них заслуженные, маститые руководители и организаторы российского здравоохранения, ученые и врачи, но в душе они все те же дети Второго меда, который объединил нас на всю жизнь.

Каким должен быть хороший врач? Как он должен относиться к пациентам? Что бы Вы посоветовали нашим сегодняшним выпускникам в начале их профессионального пути?

– Назидание и советы в нашем деле бессмысленны. Отсылаю к клятве Гиппократа и книге академика И.А. Кассирского «О врачевании»*. Там все сказано.

Какое качество в человеке самое важное для Вас?

– Отсутствие зависти и любовь к ближнему.

 

*Иосиф Абрамович Кассирский – выдающийся советский терапевт и гематолог, основатель советской гематологии, один из основоположников клинической фармакологии, академик АМН СССР.

Научная деятельность Иосифа Абрамовича была многогранна, он внес значительный вклад в изучение проблем кардиологии и ревматологии, автор многочисленных трудов в области методологии медицины, врачебной деонтологии.

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Знак почета, медалью «За боевые заслуги».

«Медицина является наукой, а врачевание — искусством, и там, где оно перестает быть искусством, медицина теряет значение как наука»

И.А. Кассирский.